Недвижимость в Николаеве. Агентство недвижимости МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
На главную страницу Отправить письмо Добавить в избранное
Новости Карта города Николаева Газета Инвестор
Информация
Новости
Статьи и комментарии
Земельные вопросы сессии
Строительный обзор
Архив новостей
Сведения о недвижимом имуществе в Украине открывают «семь печатей».

Сведения о недвижимом имуществе в Украине открывают «семь печатей».

mlp / 22.11.2014

Земельную сферу в Украине специалисты называют такой, которая больше всего пропитана коррупционными схемами. И одной из весомых причин такого положения дела является существенная ограниченность в доступе к сведениям о вещных правах на недвижимое имущество. Долгое время они находились «за семью печатями», информация о земельных участках и их владельцев была доступна лишь узкому кругу посвященных лиц, а это тормозило развитие земельных отношений и аграрной отрасли в целом.

Правда, в последнее время произошли изменения, которые позволяют говорить о начале серьезного реформирования в земельной сфере. Речь идет о законодательных изменениях относительно работы Государственного реестра прав на недвижимое имущество, которые вскоре начнут действовать. Мы говорим о них с главным юридическим советником Проекта USAID «Агроинвест» Павлом Кулиничем.

-Почему действующий Госреестр оказался полупрозрачным?

- Говорить о «полупрозрачность» неправильно - он непрозрачный, поскольку существенно ограничивает доступ к информации, содержащейся в нем. Это видно из действующей редакции Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений». Согласно статье 28 указанного закона, право на получение информации из этого реестра фактически имеют только собственники имущества, которые зарегистрировали в Государственном реестре какие-то права, и их наследники. А вот информационную справку из Реестра могут получать органы государственной власти (должностные лица) в связи с осуществлением ими полномочий, определенных законом. Говорится о судебных органах, правоохранительных органах, которые проводят расследования, органы налоговой службы, органы местного самоуправления. Однако здесь можно говорить об определенном исключении, поскольку речь идет об отдельных случаях. Упомянутый закон обусловил создание закрытого и непрозрачного Госреестра. И это существенно ограничило его возможности как весьма ценной информационной базы, которая могла бы быть полезной в различных сферах экономики.

-Касается такая закрытость всей «земельной информации» из Госреестра?

- Речь идет, прежде всего, о том, что вся информация в Госреестре недоступна для подавляющего большинства потенциальных пользователей. Кроме того, существует еще и закрытая для всех информация, которая определяется законом «О государственной тайне». Эта информация может касаться земельных участков, предоставленных Службе безопасности Украины, Вооруженным силам также.

-Чем был обусловлен такой непрозрачный подход к формированию Государственного реестра?

- Хочу обратить внимание на то, как формировалось законодательство, на основании которого ведется Государственный реестр. Действующая редакция закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» была одобрена в феврале 2010 года. Изначально планировалось, что закон вступит в силу с 1 января 2012 года, и впоследствии этот срок был перенесен на 1 января 2013 года. Вспомним, что во властных кабинетах тех времен находились люди небедные, которые владели огромным количеством объектов недвижимого имущества, в том числе и земельными участками. Думаю, они не хотели, чтобы сведения об их владениях, о недвижимости стали доступными.
Приведу такой пример. Земельный кодекс Украины предусматривает, что каждый гражданин имеет право получить бесплатно в собственность 6 различных по целевому назначению видов земельных участков - по одному участку по каждому целевому назначению. На практике есть случаи, когда люди, особенно приближенные к органам власти, получают бесплатно в собственность не один земельный участок определенного целевого назначения, а несколько. Особенно, если такие земельные участки расположены на территории разных административно-территориальных единиц - районов и областей. Поэтому если бы мы открыли такой реестр, эта приватизационная вакханалия стала бы известной.
Поэтому не случайно, когда готовился закон «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», предполагалось, что он не сразу вступит в силу. Параллельно разрабатывался еще один закон «О защите персональных данных». Он был принят 1 июня 2010 года и вступил в силу очень быстро - с 1 января 2011 года. В нем предусмотрено огромное количество данных, которые отнесены к категории персональных и послуживших основанием для закрытости реестра.

-Какие это данные?

- Данные о лице, о наличии у него определенного имущества, паспортные данные, данные о регистрации и т.п. Фактически все они содержатся и в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. Думаю, тогда все делалось для того, чтобы исключить доступность к этим сведениям. Украина - последняя страна не только в СНГ, но и на европейском континенте, которая ввела Государственный реестр прав на недвижимое имущество. Это некий антирекорд. Но, даже вводя, сделали его полуфункциональным, таким, что вызвал целый ряд нареканий.

-Как непрозрачность Госреестра сказывается на бизнесном и инвестиционном климате страны?

- Госреестр должен выполнять серьезную функцию содействия работе бизнеса и привлечения инвестиций. Например, некий бизнесмен специализируется на строительстве промышленных объектов и ищет подходящее для этого место. С помощью брокеров он находит земельный участок, кажется подходящей. А дальше должен убедиться, какой правовой режим этого участка, - кто ее владелец, какое ее целевое назначение, в какой зоне она находится, кто является соседями этого земельного участка. Бизнесмен не хочет покупать «кота в мешке». Например, соседи могут владеть земельным участком рекреационного назначения и не захотят, чтобы около них рос промышленный объект, который негативно влияет на окружающую среду. Такие соседи имеют рычаги для защиты, они будут блокировать работу потенциального промышленного инвестора. Этот пример показывает, что отсутствие информации делает инвестора полуслепым. Поэтому Украина в мировом рейтинге по легкости ведения бизнеса занимает далеко не передовые места. Инвесторы ждут позитивных сигналов от власти. И убежден, что даже первые шаги, которые мы делаем в этом направлении, могут добавить хороших перспектив.

-Как в других странах работают структуры, аналогичные украинскому Госреестру?

- Опыт других стран свидетельствует о возможности существования различных систем удостоверения прав на недвижимость. Например, в Соединенных Штатах Америки нет единого реестра прав на недвижимое имущество - ни на федеральном уровне, ни на уровне отдельных штатов. Так сложилось исторически. У них регистрируются не права на недвижимость, а сделки по приобретению прав. Если в Америке кто-то покупает земельный участок, он заказывает юристу проведение исследования - кто владел ею, на каких правах и т.д. Так он получает полную информацию, я бы добавил, объективную и ответственную, на основании которой можно принимать решения. Такая система давно действует в США и устраивает тамошний бизнес.
Нам лучше использовать опыт европейских стран. В подавляющем большинстве там созданы единые реестры прав на недвижимое имущество. Единственность означает, что права на земельные участки и расположенные на них здания регистрируются в одном реестре по единым правилам и как единый объект недвижимости. Скажем, в Германии покупаешь земельный участок, а все, что находится на ней (здания, сооружения), не является отдельным объектом прав, а принадлежит земельному участку.

-Они имеют там открытую информацию?

- Вся информация, которая содержится в большинстве европейских реестров, является открытой и общедоступной. Я изучал опыт работы реестра в Великобритании, Германии и некоторых других европейских странах. Например, в Германии мы пришли в орган власти, который ведет реестр, и спросили: покажите нам, пожалуйста, сведения о земельном участке, который мы видим из окна. Правда, оказалось, что речь шла о площади, которая находилась в коммунальной собственности. Но и на соседний с ней участок в частной собственности мы получили информацию практически мгновенно. Нам предоставили распечатанную схему земельного участка, информацию о ее владельце, о ее особенностях, о соседях.

-Как следует реформировать отечественный Госреестр и что для этого надо сделать?

- Если говорить коротко, то, прежде всего, наш реестр нужно реформировать таким образом, чтобы из закрытого он превратился в открытый. Нелегкий вопрос для наших законодателей. Даже для нынешних. Еще 25 марта 2014 года Верховная Рада Украины рассматривала проект закона «О внесении изменений в закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений», которым предусматривалось предоставление сведениям из этого реестра статуса открытых, доступных для всех. Его внес Кабинет Министров. И хотя он представлял парламентскую коалицию, законопроект не набрал необходимой поддержки. Что удивляет - примерно одинаковое количество голосов тогда не добавили как оппозиционные фракции, так и фракции коалиции. Это свидетельство того, что теневая приватизация, приобретение прав на недвижимость в неконтролируемом обществом порядке зашли слишком далеко. Мы должны были безотлагательно делать кардинальные изменения.
Отдаю должное чиновникам: они не сложили руки и уже на следующей сессии Кабинет Министров внес в Верховную Раду ряд законопроектов по противодействию коррупции. Среди них был проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей». В этом законопроекте статья 28 закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» изложена в новой редакции. Первая часть этой статьи отмечает, что информация о зарегистрированных правах и их обременениях, содержащаяся в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, является открытой и общедоступной. Таким образом, снимаются все те ограничения на доступ к информации, которые сейчас содержатся в еще действующем законе.
14 октября Верховная Рада приняла этот закон, и Президент вскоре подписал его. 25 октября он был опубликован в газете «Голос Украины» и, как записано в самом законе, вступит в силу через месяц после опубликования. То есть, 25 ноября эта редакция статьи 28 закона вступит в силу. И наш реестр наконец станет открытым и доступным.

-Какую роль в реформировании украинского Госреестра играют общественные организации и технические проекты, в частности, «Агроинвест»?

- Общественные организации, проекты технической помощи уже давно занимаются вопросами реформирования Государственного реестра. И их роль в этом процессе нельзя преуменьшать. Думаю, если бы не содействие всех этих структур, подготовка и принятие антикоррупционных законов могли бы затянуться на более долгий срок. Прежде всего, важно сформировать соответствующее общественное мнение. Если мы осуществляем значительные законодательные шаги, то должны знать, что они востребованы обществом и поддержаны им. В данном случае мнения совпадали: люди устали от «закрытых сфер» деятельности власти, работы экономики. И не просто устали - от этого страдали бизнес, специалисты, просто рядовые граждане.
Представители Проекта USAID «Агроинвест» принимали активное участие в работе различных рабочих групп с участием правительственных структур, где обсуждались эти вопросы, высказывали свою позицию. Также выступили на целом ряде семинаров, круглых столов, в СМИ, сотрудничали с другими проектами технической помощи, которые занимаются вопросами улучшения экономической ситуации в Украине. Благодаря этой совместной работе властные решения опирались на широкое общественное мнение.
Хочу также упомянуть и Ассоциацию «Земельный союз Украины», с которой «Агроинвест» имеет длительные партнерские отношения. Еще весной текущего года она подготовила и подала на рассмотрение правительства аналитический документ «10 шагов для преодоления коррупции в земельной сфере», где предложила предоставить статус публичного Государственному земельному кадастру, что автоматически влечет за собой предоставление такого же статуса сведениям Государственного реестра прав на недвижимое имущество. «Агроинвест» поспособствовал распространению этого документа и организации его обсуждения.

-В какой мере евроинтеграционные процессы, осуществляемые Украиной, влияют на формирование открытости и прозрачности в земельной сфере?

- В Украине усиливаются евроинтеграционные процессы. Они требуют широкой гармонизации украинского законодательства с европейским. Красной нитью в Соглашении об ассоциации Украины и ЕС идут обязательства сторон по сотрудничеству в улучшении бизнес - среды в Украине - как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Составной такой среды как раз является информация о правовом режиме имущества, в том числе, недвижимого, для вложения инвестиций. А также доступ к достоверным сведениям о таком имуществе как объекте инвестирования для предпринимателей, желающих развернуть свою деятельность. Поэтому, убежден, европейские подходы к функционированию бизнеса в нашей стране будут активно задействоваться во всех сферах отечественной экономики, положительно влиять на ее развитие.

Максим Назаренко, Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам.

17.02.2018
Как физлицу узнать о своих доходах и удержанных из них налогах.
15.02.2018
Как отразилось изменение учетной ставки НБУ до 16%.
13.02.2018
А если по-честному? Семь кругов ада легального бизнеса по-украински.
12.02.2018
Кому выгоден в Украине закон о рынке арендного жилья?
08.02.2018
Как и почему родилась николаевская «традиция» - не платить за аренду земли.
07.02.2018
В Украине принят закон, который «позволит значительно улучшить бизнес-климат».
06.02.2018
Обнародована информация о нормативной денежной оценке земель населенных пунктов Украины, в том числе Николаевщины.
03.02.2018
Как в Николаевском горсовете «похоронили» земельную сессию.
31.01.2018
КАК НИКОЛАЕВСКАЯ «ОБЩИНА ПОБЕДИЛА В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ».
30.01.2018
Совет рынка недвижимости предлагает упростить процедуры в сфере земельных отношений Николаева.
О компании | Коммерческая недвижимость | База жилой недвижимости | Доска объявлений | Недвижимость-панорама | Новости | Архив новостей | Статьи | Земельные вопросы сессии | Карта Николаева | Газета Инвестор