.
Техническая готовность корвета «Владимир Великий» составляет 17%, а контрактная стоимость заказа по сравнению с 2009 годом подорожала примерно в 2,3 раза.

Техническая готовность корвета «Владимир Великий» составляет 17%, а контрактная стоимость заказа по сравнению с 2009 годом подорожала примерно в 2,3 раза.

mlp / 21.07.2017

В последнее время представители Министерства обороны Украины сделали ряд заявлений, а в СМИ участились публикации, касающиеся вопросов строительства военного корабля класса «корвет» на мощностях Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ).
В связи с этим пресс-служба Smart Maritime Group (судостроительный холдинг, который объединяет Николаевскую (ЧСЗ) и Херсонскую (ХСЗ) верфи считает необходимым представить свою позицию.

Государственный контракт на строительство серии военных кораблей класса «корвет» по заказу Министерства обороны Украины ЧСЗ реализует с 2009 года. Строительство корабля в соответствии с согласованными технологическими графиками напрямую зависит от своевременного и полного финансирования проекта из государственного бюджета.

Постановлением Кабинета министров Украины от 9 ноября 2011 года № 1150 была утверждена Государственная целевая оборонная программа по строительству серии кораблей класса «корвет» проекта 58250. Этой программой были зафиксированы объемы финансирования государственного оборонного заказа по годам (общий объем финансирования на момент утверждения документа составил 16,2 млрд. грн). Фактически данное постановление в части выделения оговоренных в нем объемов финансирования никогда в полном объеме не выполнялось.

За период 2009-2013 годов в рамках контракта предприятию было перечислено только 215,3 млн. грн. Эти средства пошли в основном на авансовые платежи по международным контрактам. В начале 2014 года государственное финансирование проекта было полностью заморожено «в связи военно-политической ситуацией в стране», о чем Минобороны официально уведомило подрядчика лишь в июле 2014 года. В этой связи в октябре 2014 года предприятие было вынуждено прекратить работы по проекту. При этом, полная оплата по заключённым контрактам с другими контрагентами (в основном зарубежными) на поставку оборудования и вооружения стала невозможной. Это привело к вынужденному нарушению судостроительным предприятием законодательства о внешнеэкономических операциях и, как следствие, к наложению государственными фискальными органами штрафных санкций – около 100 млн. грн.

Получается, что государство создало такие условия, при которых соблюдение судостроительным заводом законодательства о внешнеэкономических операциях стало невозможным. При этом государство же и наказало предприятие. По этим штрафам начисляется пеня. По аналогичным причинам к предприятию применены санкции со стороны Минэкономразвития, что значительно осложнило его внешнеэкономическую деятельность. Сегодня без возобновления финансирования получение законтрактованных и проавансированных изделий (в т.ч. вооружения) от зарубежных партнеров не представляется возможным. Более того, отсутствие финансирования по зарубежным контрактам привело к необходимости их перезаключения на новых условиях и, к сожалению, в некоторых случаях речь идет об их существенном удорожании.

Все вышеперечисленное, а также несение затрат на содержание и консервацию проекта стали одними из основных причин начала процедуры банкротства ЧСЗ. При этом завод продолжает свою профильную деятельность, полностью сохранил производственную базу и высококлассных специалистов. ЧСЗ до сих пор финансирует за свой счет мероприятия по консервации строительства и охране корвета. Также специалисты SMG находятся в переговорном процессе с международными поставщиками, чтобы минимизировать потери от невыполненных контрактных обязательств.

Следует отметить, что на сегодняшний день корпусные работы по корвету выполнены на 80%. Построены блоки корпуса и надстройки головного корабля. В целом техническая готовность головного корабля составляет 17%.

По нашим оценкам, достройка первого корвета потребует около четырех лет. Однако формирование уточненного графика работ возможно только при условии переоценки объемов и сроков возобновления финансирования. Проект с каждым годом дорожает. По нашим оценкам, контрактная стоимость заказа по сравнению с 2009 годом подорожала примерно в 2,3 раза.

В настоящее время ЧСЗ и Минобороны находятся в процессе обсуждения проекта изменений в Госпрограмму по проекту "корвет", в т.ч. и в части ежегодных смет на строительство. В то же время из уст высокопоставленных чиновников Минобороны звучат заявления относительно возможного изменения главного подрядчика по проекту. Мы знаем, что этот вариант прорабатывался, рассматривались вопросы передачи проекта на ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» (г. Николаев), ЧАО «Кузня на Рыбальском» (бывшая «Ленинская кузня») и другие верфи.

Следует отметить, что для SMG строительство корвета не является коммерческим проектом. Выполняя его, предприятие фактически работает «в минус». Для нас это, прежде всего, вопрос обороноспособности страны при сегодняшнем наличии внешних угроз. По общему мнению специалистов отрасли, наиболее реальный сценарий реализации проекта — строительство корвета на мощностях ЧСЗ, который является профильным предприятием военного кораблестроения, располагает для этого необходимой технологической базой и высококлассными специалистами.

Компания с пониманием относится к той непростой ситуации, в которой сегодня находится Украина, однако считаем, что только государство в силах сегодня дать четкий ответ на вопрос об актуальности и необходимости развития собственного военно-морского флота.

| | | | - | | | | | |