.
Минфин придумал как и кем заменить налоговую милицию.

Минфин придумал как и кем заменить налоговую милицию.

mlp / 27.04.2017

Налоговая милиция в Украине формально вне закона. С января 2017 года ее лишили полномочий, а с апреля и вовсе должны расформировать. Но налоговые милиционеры активно продолжают «кошмарить» бизнес.

По словам юристов, через прокуратуру они подают в суд ходатайство о проведении обыска и проводят его на основании решения следственного судьи. При этом, несмотря на прямые нормы закона об адвокатуре и специальное письмо-разъяснение от генпрокуратуры (от февраля 2016 года), налоговые милиционеры продолжают не допускать адвокатов к процессу проведения следственных действий, в том числе и на обыски.

«То есть, будучи вне закона, они безнаказанно продолжают его нарушать», – рассказал член правления Ассоциации налоговых советников, управляющий партнер АК «Соколовский и партнеры» Владислав Соколовский.

Правительство давно обещает прекратить беспредел налоговых милиционеров, создав службу финансовых расследований. Она будет лишена подразделений физзащиты (всем известные «маски-шоу»), а налоговые преступления станет выявлять благодаря аналитическим, а не физическим способностям своих сотрудников.

Как сообщил советник министра финансов Украины Сергей Коваленко, Минфин уже разработал свой проект закона о создании финансовой полиции. За его основу были взяты положения депутатского законопроекта №4228 и после доработки минфиновский проект находится на утверждении Национального совета реформ. Затем его должны одобрить в Кабмине и вынести на рассмотрение депутатов.

По оценке экспертов, дальнейшее движение проекта по властным кабинетам может начаться не раньше конца мая.

Налоговикам придется уйти

Юристы поддерживают создание нового правоохранительного органа, настаивая, что реформировать существующую структуру невозможно.

«Часть руководителей правоохранительных органов рассматривает свои должности как бизнес. Открываются уголовные дела и оказывается давление на бизнес с целью получения взяток за закрытие этих дел», – рассказал адвокат, управляющий партнер Международного правового центра EUCON Ярослав Романчук.

По словам Владислава Соколовского, сейчас налоговая милиция – это огромная структура в 10 тыс. человек. Часто на обыски приезжает полковник или подполковник, но они работают почти без аналитики. На основе проверки предприятия составляется акт и открывается уголовное дело.

«Надо честно сказать, что сейчас этот монстр работает исключительно на себя, а не на государство. Проедая из бюджета примерно 600 млн грн в год, приносят государству примерно такую же сумму. При этом не забывая о собственном кармане», – рассказал Владислав Соколовский.

Старший партнер KM Partners Александр Минин приводит статистику, согласно которой из нескольких тысяч дел, возбуждаемых ежегодно, до суда доходит не более 1%. Многие дела закрываются на этапе досудебного расследования.

Например, за прошлый год было вынесено всего 34 обвинительных приговора. При этом 75% случаев предусматривает наложение штрафа, средняя сумма которого составила всего 32 тыс. грн.

«Бывало даже такое, что один и тот же плательщик сначала получал грамоту от ГФС, а затем – уголовное дело за неуплату налогов. Подобное касается и международных компаний, которые потом шлют рапорты в свои штаб-квартиры. Так что вреда много, а пользы от работы налоговой милиции почти нет», – считает Александр Минин.

Какой будет новая финполиция

Численность службы финрасследований предполагается на уровне 3-3,5 тыс человек. Ранее предполагалось, что среди них может остаться не более 25% бывших работников ГФС, которые пройдут конкурсный отбор, и еще 5% претендентов из других правоохранительных органов.

По словам советника министра финансов Украины Сергея Коваленко, служба будет демилитаризирована. Это означает, что у ее работников не будет воинских званий, также, как и деления на роты, батальоны и полки. Соответственно, не будет и униформы.

«В цивилизованных странах сотрудники спецслужб вообще не имеют униформы, так как она им не нужна в работе. Поэтому бюджет не несет дополнительных расходов на обеспечение форменной одеждой таких сотрудников», – рассказал Сергей Коваленко.

Будет всего четыре вида специальных званий: младший инспектор, инспектор, старший инспектор и генеральный инспектор Службы финансовых расследований.

Законопроект предполагает также наличие внештатных платных агентов. Таковым может стать каждый гражданин, обладающий ценной информацией о лицах, уклоняющихся от уплаты налогов.

«У нас уже есть примеры эффективной работы платных информаторов НАБУ. За оперативную информацию, помогающую в расследовании можно заработать до 25 тыс. грн», – рассказал Сергей Коваленко.

По словам Ярослава Романчука, в Польше совершенно бесплатно граждане уже пишут около 300 тыс. доносов ежегодно, не скрывая своего имени.

Штатным спецам платить будут от 32 тыс. грн до 64 тыс. грн. За счет разного рода надбавок эти суммы могут быть больше примерно в два раза.

«Авторы схем по минимизации налогообложения – это высококлассные специалисты и противостоять им должны не менее знающие работники, получающие достойную зарплату», – рассказал Сергей Коваленко.

Главный упор собираются делать на аналитику. Поэтому будут искать ИТ-специалистов и аналитиков, которым вовсе не обязательно знать право.

Однако от оперативных функций ведения следствия в Минфине отказываться не собираются. Просто эти методы должны стать дополнением к аналитической работе.

«Экономические преступления расследуются не в засадах, а путем интенсивной аналитической работы», – считают в Минфине.

Например, в Нидерландах аналитик выявил преступление, анализируя счета за электроэнергию. В базе данных выделялась одна аграрная фирма, которая платила за свет втрое больше, чем аналогичные компании. Дальнейшая оперативная работа выявила, что наряду с обычными агрокультурами компания выращивала коноплю. И хотя конопля в Нидерландах законна, нарушение заключалось именно в том, что ее выращивали без уплаты налогов.

Если не будет оперативно-розыскной работы, то все может заканчиваться наказанием наемного директора и бухгалтера предприятия, которое не платило налоги. Однако они действуют в интересах реального владельца бизнеса, который в таком случае избежит наказания. Чтобы выйти на него и собрать доказательства – нужна оперативная работа.

В первые год-два особого эффекта от работы новой службы в Минфине не ждут. Так же, как и детективам НАБУ, работникам службы финрасследований придется создавать свои базы данных практически с нуля. Ведь другие правоохранительные органы не спешат делиться своей информацией.

Что будут расследовать

В ведение финансовой полиции попадут не только вопросы, которые и сейчас находятся в компетенции налоговой милиции, а также еще 13 видов преступлений, которые сейчас расследует Национальная полиция.

«Это преступления в банковской сфере, касающиеся незаконного финансирования политических партий и преступления, связанные с рынком ценных бумаг. Это случаи, которые как раз требуют проведения финансовых расследований и специалистов соответствующей квалификации», – рассказал Сергей Коваленко.

Также оказалось, что много общекриминальных преступлений могут являться частью финансовых. Поэтому в случае обнаружения данных видов преступлений (например, мошенничество, ст 190 УК или присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, ст.191) в ходе расследования по другим статьям, они не будут выделяться в отдельное производство.

Источник: UBR

| | | | - | | | | | |