.
Как сегодня защищаются права потребителя в Николаевском регионе.

Как сегодня защищаются права потребителя в Николаевском регионе.

mlp / 22.03.2017

Уже два года различные управления, призванные контролировать качество и безопасность товаров в Украине, находятся в состоянии реорганизации. О том, как идет эта реорганизация, читателям «Вечернего Николаева» рассказала Ирина Цыган, начальник областного управления защиты прав потребителей и и.о. начальника главного управления Госпродпотребслужбы в Николаевской области.

Основные изменения произошли в 2016 году, когда в стране появилась новая структура Госпродпотребслужба, в которую «влились» управление по защите прав потребителей, управление безопасности продуктов питания и ветеринарии, управление фитосанитарной безопасности, управление контроля в сфере семеноводства и выращивания рассады, управление госнадзора за соблюдением санитарного законодательства. В состав Госпродпотребслужбы вошло обособленное подразделение - сектор контроля за регулированными ценами.

Само управление по защите прав потребителей изменилось. В его составе два отдела - отдел контроля в сфере защиты потребительских прав, контроля рекламы и антитабачного законодательства и отдел рыночного и метрологического надзора. Управлению добавили новые полномочия - проверки в сфере метрологического надзора (правильность всех средств измерительной техники, контроль за полнотой и точностью отпуска товаров – сыпучих и наливных, чем раньше занимались специалисты ГП «Стандартметрология») и полномочия осуществлять пробирный надзор ювелирных изделий в торговой сети.

Закон о защите прав потребителей в редакции 2016 года защищает украинского потребителя в меньшей степени, чем делал это раньше.
К примеру, согласно прежнему законодательству, товар с дефектом можно было поменять, либо потребовать от реализаторов проведения ремонта или возврата денег. А теперь потребитель имеет право только обратиться к продавцу за проведением гарантийного ремонта. И только в том случае, если ремонт невозможен, товар имеет сложный дефект (что может быть установлено экспертизой либо специалистами сервисного центра), потребитель имеет право на замену товара или возврат потраченной на покупку суммы.
При этом сфера действия Закона о защите прав потребителей охватывает только непродовольственные рынки товаров и услуг. В то время как обязанности по контролю за продовольственной продукцией возложены на специалистов управления безопасности продуктов питания и ветеринарии.

Сегодня специалисты управления защиты прав потребителей, контролируя продажу продуктов в продовольственных магазинах, могут проверить только правила торговли: наличие маркировки на товарах, «присутствие» необходимой информации в «Уголке потребителя», правила хранения товаров, наличие просроченной продукции.

В новой редакции Закона о защите прав потребителей несколько статей, затрудняют борьбу с недобросовестными реализаторами. Например, если есть жалобы на качество той или иной продукции в нашей области, то отдел контроля ГУ Госпродпотребслужбы в Николаевской области должен направить материалы в Киев и получить оттуда разрешение на проведение внеплановой проверки.

Не способствует выявлению нарушителей норма Закона согласно которой торговое предприятие за 10 дней предупреждается о проверке.

Еще один момент: в нынешнем законодательстве изъят пункт о наказании реализаторов за обнаруженный проверяющими некачественный товар. Раньше - до 2015 года - в случае выявления такого товара управление по защите прав потребителей накладывало на торгующее предприятие штрафные санкции в размере 50% от стоимости некачественного товара. Сегодня ответственность за такой товар ложится на производителя.
По словам Ирины Николаевны, предприниматель стал более изворотливым и поэтому в торговой сети находится много бесконтрольной продукции.

Тормозит эффективную работу Госпродпотребслужбы и тот факт, что ее действия пока еще ограничены мораторием на проведение проверок: не все управления, вошедшие в состав службы, имеют право на проведение плановых проверок, а мораторий рассчитан до конца 2017 года.

Новое законодательство еще несовершенно. По некоторым моментам не разработан механизм действий, не утверждены перечни пунктов, по которым нужно проверять то или иное предприятие, есть вопросы, которые еще не доработаны.

| | | | - | | | | | |