.
О проблемах в формировании общественных советов предпринимателей в Николаеве и путях их разрешения.

О проблемах в формировании общественных советов предпринимателей в Николаеве и путях их разрешения.

mlp / 31.08.2016

Последнее время достаточно активно проявляют себя члены гражданского общества: общественники, активные предприниматели, волонтеры. Однако их деятельность часто носит «хаотический» характер и вызывает неоднозначную реакцию у разных слоев населения.

На протяжении полугода попытки сформировать общественный совет предпринимателей при Николаевском горисполкоме закончились разделением на два «лагеря» предпринимателей. Создание общественного совета при ОГА также увенчалось «демаршем» многих общественных активистов города.
О причинах таких «сложностей» в организации представителей общественных институтов мы решили побеседовать с человеком, имеющим многолетний опыт в вопросах коммуникации бизнеса и власти, представителем общественного Совета при Государственной регуляторной службе Украины Валерием Евгениевичем Ветровым.



В чем причины такого сложного процесса самоорганизации гражданского общества?

В.Е.: Прежде всего в недостатке соответствующего опыта и знаний, как у представителей общественных организаций, так и у органов власти. Два события по созданию общественных советов при горисполкоме и ОГА имеют одну и ту же «природу», причины ошибок и боюсь, будут иметь одни и те же последствия.
Прежде всего, мы должны понимать, что речь идет об участии граждан в государственном и местном управлении, что гарантировано ст.38 Конституции Украины и ст.3 Закона Украины «О местном самоуправлениив Украине».
Государственная политика в этом вопросе регламентирована постановлением КМУ от 3.09.2010г. № 996 «Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики».
Предусмотрены два вида участия - это общественные слушания и создание общественных советов при органах власти. Таким образом, государство четко определяет процедуру проведения этих мероприятий органами власти, а также участие представителей гражданского общества в управлении. И все города Украины, утверждая свои местные решения, руководствуются основными положениями вышеуказанного постановления.

А что при создании межотраслевого совета был нарушен этот порядок?

В.Е.: Безусловно, несоблюдение установленных норм и явилось
причиной монополизации одной группой предпринимателей в ходе процесса формирования межотраслевого совета. Инициативной группой из представителей областного совета предпринимателей было инициировано создание межотраслевого совета предпринимателей при
исполкоме Николаевского городского совета. Для чего было разработано
положение, подготовлено объявление о подаче заявлений, которое разместили на сайте горисполкома. На первой встрече по формированию состава межотраслевого совета из-за не восприятия предложенной процедуры многими кандидатами в члены совета инициаторы распустили собрание. Затем инициативная группа ввела дополнительные требования к кандидатам, которые подали заявления на вступление в общественный совет.
К созданию межотраслевого совета не привело и второе собрание, из-за необоснованного введения новых критериев к участникам, нового варианта положения и разногласий относительно порядка создания совета.
Далее инициативной группой были организованы встречи с выборочными представителями разных отраслей для выдвижения кандидатов и подготовлен уже третий вариант положения, предполагающий состав только из выдвинутых кандидатур. Порядок создания Николаевского межотраслевого совета предпринимателей не соответствует установленным нормам законодательства для организации общественных советов, нарушает права предпринимателей, которые установлены действующими нормами по участию в городском управлении и потому не может быть легализован городской властью, так как основной функцией органов исполнительной власти и местного самоуправления является создание равных условий для всех субъектов хозяйствования и граждан. Таким образом, отсутствие ответственного представителя органа исполнительной власти, обеспечивающего соблюдение законодательных норм при формировании межотраслевого общественного совета, привело к монополизации группой предпринимателей права на участие в городском регулировании, что повлекло конфликт в предпринимательской среде города.

Вы сказали, что аналогичные причины мешали и при ОГА организоватся общественникам?

В.Е.: Совершенно верно. Самоустранение представителя органа власти, чиновника, юриста, который должен был координировать учредительное собрание в соответствии с установленной процедурой, привели к сложностям при формировании общественного совета.

Каковы перспективы того, что общественные советы все-таки эффективно заработают у нас в регионе?

В.Е.: В первой части нашей беседы мы говорили о юридической стороне вопроса. Что касается эффективности деятельности советов, то есть несколько причин, от которых зависит результативность их деятельности.

Первая. Опыт многих стран, в том, числе и украинский свидетельствует о том, что эффективны советы только в том случае если они объединяют людей одной сферы, отрасли, направления. Одной из причин «постепенного умирания» многих советов, созданных из представителей разных сфер, является то, что предпринимателям, к примеру, занимающимся торговлей неинтересно обсуждать проблемы маршрутчиков, фармацевтам – проблемы рекламщиков и т.д. Жизнь давно подсказала продуктивность отраслевого (ремесленного, как это существовало в старину) объединения бизнеса. И
многие города давно уже пошли по такому принципу создания советов.

Вторая. Мы говорили, что общественные советы это механизм участия граждан в государственном или местном управлении. Управление определяется в постановлениях, решениях, распоряжениях, инструкциях, проекты которых разрабатываются структурными подразделениями тех или иных органов власти. Сответственно для участия в регулировании необходимо выстраивание профессиональных коммуникаций и отношений представителей общественных советов и соответствующих подразделений.
Как на практике работает Региональный совет предпринимателей при ОГА и многие другие общественные советы в Украине?
Все взаимодействие власти и общественности сводится к предоставлению зала, открытия заседаний ответственными руководителями с постоянными заверениями «открытости власти и поддержки любых общественных инициатив». На деле же никакого практического участия в повседневном управлении нет, и органы власти продолжают жить «своей жизнью», а общественники своей. И только периодические коррупционные скандалы и злоупотребления чиновников выводят людей под «стены» администраций, полиций, прокуратур…

И третья, основная причина. Для чего вообще необходимо участие граждан в государственном и местном управлении? Анализ проведения реформ в разных странах свидетельствует, что системных изменений без привлечения широких слоев населения достичь не реально. И общественные советы являются одним из таких механизмов совещательной демократии, что способствует совершенствованию государственного и местного управления. Положительный опыт общественных советов при органах власти используется в США, Англии, Германии, Канаде, Бразилии, Франции и др.
Результативность совещательной демократии убедительно представлена на примере г. Феникс (штат Аризона, США), который достиг международного признания и назван городом с наиболее совершенной системой управления за отличную работу органов местного самоуправления в обеспечении активного участия населения в деятельности администраций. В 80 горoдских советах и комиссиях, на добровольной основе работают 900 жителей города.

Поэтому сегодня для нас в ситуации экономического кризиса, критической ситуации c проведением реформ, военной агрессии крайне важно объединить как можно больше жителей города для того, чтобы они стали составляющей частью реформ. При этом создание по одному общественному совету при горисполкоме и ОГА не является решением проблемы, так как несколько членов совета не в состоянии обеспечить коммуникацию и обратную связь с большей частью города и региона. Например, город Львов, который отличается своими прогрессивными подходами в управлении, еще в начале лета утвердил положение о создании общественных советов при подразделениях мерии.

Какие на ваш взгляд первоочередные меры должны быть предприняты для более эффективного и полного использования представителей гражданского общества при проведении реформ?

В.Е.: Необходимы конкретные действия, как на центральном, так и местном уровне.

На центральном уровне представителями общественного совета при Государственной регуляторной службе Украины подготовлен пакет проектов законодательных актов, которые предполагают предоставление конкретных механизмов влияния общественным институтам, в том числе и усовершенствование порядка создания и деятельности общественных советов на всех уровнях. Сразу после окончания срока отпусков мы продолжим активную работу по широкому привлечению общественных объединений для лоббирования этой темы.

На региональном и местном уровне необходимо провести комплекс мероприятий предполагающий проведение отдельных встреч с представителями разных отраслей и сфер для определения проблематики, формирования общественных советов, их обучения, формирования подробных «регуляторных карт» и дальнейшего их внедрения для совершенствования регулирования всех местных сфер деятельности. Практическая реализация предложенных мероприятий позволит существенно усовершенствовать механизм государственного и местного управления, который будет соответствовать Европейской Хартии управления, согласно которой норма участия граждан в государственном и местном управлении поддержана всеми странами членами ЕС.

Беседовал Ю. Щетинин.

| | | | - | | | | | |