.
Цена евроинтеграции. Украина превратилась в кладбище заводов.

Цена евроинтеграции. Украина превратилась в кладбище заводов.

mlp / 30.06.2016

На заре становления независимости Украины одним из основных аргументов сторонников отделения от СССР был огромный промышленный потенциал, который позволит стране вскоре превратиться в одну из ведущих индустриальных держав мира.

Магистр внешней политики, правовед, Ольга Сухаревская напомнила, что Украину в свое время даже сравнивали с Францией. Эти громкие сравнения действительно имели под собой основания. В наследство Украине досталась мощнейшая высокотехнологическая промышленность, включающая замкнутые циклы производства в сфере авиации, атомобиле- и судостроения, некоторых отраслей ВПК, а также ряд передовых предприятий космоса, приборостроения, атомной энергетики и т.д.

Впрочем, что об этом вспоминать?
Сейчас руины заводов и фабрик могут представлять интерес разве что для сталкеров и охотников за металлоломом.
Организованная в качестве составной части единого промышленно-хозяйственного комплекса СССР, украинская промышленность по-прежнему остается связанной тысячами нитей с предприятиями России и стран СНГ. Но если до 2014-го сотрудничество ни шатко, ни валко развивалось, то с приходом к власти «команды реформаторов», сделавших ставку на полный разрыв кооперации с Россией, на украинских высоких технологиях был поставлен жирный крест.

По данным экономического эксперта Александра Охрименко, по сравнению с 2013 г. структура промышленного производства изменилась коренным образом. По состоянию на 1 мая 2016 г. доля производства продуктов питания в общем объеме промышленного производства занимает 21,1% (а в 2013 г. этот показатель был 18%). Зато доля продукции машиностроения на 1 мая 2016 г. составила 5,8% в общем объеме промышленного производства (а в 2013 г. этот показатель был больше 10%). По оценке экономиста, при такой политике к 2020 г. доля машиностроения в промышленном производстве Украины снизится до 1-2%, а доля производства продуктов питания сможет вырасти до 40%.

Повторю, что главной причиной сокращения производства товаров с высокой добавленной стоимостью стал курс правительства на полный разрыв экономических связей с Россией.
Так, еще 16 июня 2014 г. Петр Порошенко дал распоряжение СНБО полностью прекратить сотрудничество с Россией в области ВПК.
Впрочем, это решение далеко не исчерпывает список взаимных санкционных мер двух государств, которые привели к сокращению украинского экспорта в РФ с 15,07 млрд. долларов в 2013 г. до 9,79 млрд. долларов в 2014-м и 7,5 млрд. долларов в 2015 г. Согласно прогнозу НБУ, в 2016 г. экспорт товаров в Россию снизится еще на 30%, что принесет украинской экономике потери в 1,3 млрд. долларов. Между тем, некоторые отрасли украинской экономики зависят от РФ на 50-90%.
В результате в 2015 г., как сообщает Hubs, экспорт продукции ТЭК обвалился почти в 6 раз, машиностроения — в 2,2 раза, металлургии — в 1,9 раза, химпрома — в 2 раза, а в ТОП-10 экспортных товаров не вошел ни один высокотехнологичный продукт. Таким образом, за несколько лет Украина действительно совершила прорыв – по деиндустриализации экономики. И, по сути, превратилась в полноценное сырьевое государство. По данным Государственной фискальной службы, в 2015 г. на сырье пришлось более 80% экспорта.

Следствием авантюрной экономической политики правительства Украины стала потеря ведущих флагманов отечественной индустрии и целых отраслей экономики.
К утраченному еще в 90-е сельскохозяйственному машиностроению прибавилась потеря автопрома.
Уже в августе 2015 г. Украина не произвела ни одного легкового автомобиля, а по итогам первого полугодия 2015 г. оказалась на последнем месте в мировом рейтинге стран – производителей автомобильной техники. С падением в 90% она поставила абсолютный антирекорд за последние несколько десятилетий.
Полностью прекратил производство легендарный ЗАЗ.

Практически безвозвратно утрачено украинское судостроение, в свое время способное производить все типы судов, начиная от авианосцев и военных крейсеров и заканчивая танкерами и круизными лайнерами, а также корабельные газотурбинные установки, электро- и радионавигационное оборудование, приборы. По словам бывшего вице-премьера Украины Вилкула, на долю стран Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) приходилось не менее 70% всех заказов.
В результате прекращения кооперации, в сравнении с прошлыми годами, объемы судостроения в стране сократились почти в 10 раз. Киев, запретив предприятиям военно-техническое сотрудничество с РФ, запретил поставки даже уже изготовленных и полностью оплаченных газотурбинных двигателей – чтобы не усиливать боевую мощь России. В результате российская сторона отказалась от сотрудничества в судостроительной сфере вообще ввиду ненадежности Украины как партнера.

Вряд ли удастся восстановить и авиастроение. Именно Россия была основным заказчиком всей линейки украинских самолетов. Но уже после первого майдана в РФ начались масштабные работы по импортозамещению. В результате АНТК "Антонов" был вообще ликвидирован, а Харьковский авиазавод к концу 2014 г. начал процедуру банкротства и в 2015 г. не выпустил ни одного самолета. Всего же за 2014 г. Украина выпустила три самолета, а в 2015 г. – два. Все продажи идут по ранее заключенным контрактам с участием российских поставщиков и по схеме лизинговых поставок. История производства авиационных двигателей в Украине, похоже, вскоре завершится вместе с производством самолетов. В связи с сокращением поставок двигателей в РФ прекратил работу Снежнянский машиностроительный завод, являющийся поставщиком лопаток и других деталей для газотурбинных двигателей, изготавливаемых на "Мотор Сич".

Впрочем, о "Мотор Сич" и "Южмаше" разговор особый.
ПАО "Мотор Сич", КБ "Южное" и ГП "Южмаш" были связаны с российским рынком и российскими проектами в области проектирования и производства гражданских и транспортных самолетов и ракет-носителей. Например, ракета "Зенит" на 70% состоит из российских компонентов. Без российских заказов эти предприятия нежизнеспособны в принципе, что автоматически хоронит украинское ракетостроение и космическую промышленность.
В 2015 г. выручка предприятия сократилась на 23% по сравнению с предыдущим, также не слишком удачным годом, до 631 млн. долл. В 2016 г. ожидается дальнейшее сокращение производства еще на 22,5%. Как сообщил президент ПАО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев, основной причиной продолжающегося "пикирования" является снижение объема поставок авиационных двигателей в Россию из-за введенных в 2014 г. экономических санкций. Всего с 2013 г. поставки в РФ сократились вдвое.
Гордость авиастроения, "Мотор сич" перешел на выпуск мясорубок, детских санок и металлической бижутерии.
Из-за ухудшения отношений с Россией почти обанкротился легендарный "Южмаш". 80% его годовой выручки давало производство ракет-носителей "Зенит" для российской космической программы, а остальные 20% — сотрудничество с западными партнерами, но, например, США уже отказались от украинской техники после нескольких аварий. Производство ракет-носителей остановлено с 2014 г., так как все международные программы по предоставлению пусковых услуг ракетами украинского производства осуществляются при поддержке РФ и применялись в космических стартах с преимущественным участием России. Предприятие потеряло заказы в проектах "Антарес", "Морской старт" и "Наземный старт". Всего объемы производства космической техники по договорам с Россией в 2014 году сократились в 17 раз.

Катастрофической является и ситуация в вагоностроении. Основным источником прибылей украинских вагоностроителей были экспортные поставки с основным рынком сбыта, опять же, в России. Так, в 2011 г. из почти 53000 произведенных вагонов на экспорт ушло 44000, из которых 39000 купила Россия. Сейчас же производство вагонов упало в 50 раз (!). За 2015 г. на Украине произведено 1054 вагона.
Если же перечислять все закрытые после "революции гідности" промышленные предприятия, становится попросту страшно. Среди них есть совершенно уникальные заводы, аналогов которым нет в мире. И которые, кстати, успешно конкурировали с европейскими производителями.
Обанкротился "Кременчугский сталелитейный завод", изготавливающий вагонные балки и рамы, более 90% продукции которого отправлялось в Россию.
Закрыты авиастроительный концерн "Антонов", автомобильные заводы ЗАЗ, "Часив Яр", "Черкасский автобус", ЛАЗ, азотные заводы "Ривнеазот" и "Северодонецкое объединение Азот", аккумуляторный завод "Веста", Днепропетровский комбайновый завод, Днепропетровский трубный завод, завод "Днепрошина", завод сельскохозяйственной техники "Львовсельмаш", Запорожский арматурный завод, Запорожский сталепрокатный завод, Запорожский ферросплавный завод, Кременчугский автосборочный завод, машиностроительный завод "Азовмаш", Харьковский авиационный завод, Харьковский тракторный завод и т.д.

Не стоит искать причины промышленного краха в непрофессионализме правительства. Политика тотальной деиндустриализации Украины вполне сознательна. Так, советник экс-премьера Яценюка, харьковский экономист Александр Кирш в свое время прямо заявил, что "построенные в советское время промышленные предприятия и "флагманы индустрии" – это российская удавка на шее у Украины. Их нужно ликвидировать и распродать, чтобы выйти из-под влияния Москвы". Ликвидация высокотехнологичной промышленности была запрограммирована и в тексте соглашения об ассоциации с ЕС, в части о необходимости внедрения европейских производственных стандартов и отмены советских ГОСТов (на основе которых работает российский ВПК, авиация, машиностроение и т.д.).

Собственно, цель уничтожения украинского производственного потенциала на Западе никогда и не скрывали.
Известный немецкий экономист Андерс Аслунд заявил, что Украина должна закрыть большую часть своих промышленных предприятий, то есть просто смириться с потерей 60% металлургии и 90% машиностроения.
Еще более конкретно об уготованной Украине роли "в цивилизованном мире" выразился посол США Джеффри Пайетт, по версии которого "Украина должна стать аграрной сверхдержавой". Теоретически с американским дипломатом можно было бы согласиться, если бы колоссальные сельскохозяйственные ресурсы Украины, при сохранении ее же промышленного потенциала, приносили пользу экономике самой Украине. На самом же деле транснациональные корпорации превращают "житницу Европы" в производителя технических экспортных культур и полигон для ГМО. Производство же традиционных для Украины культур, составляющих основу продовольственной безопасности страны, сокращается.
По данным Государственной службы статистики, в 2015 г. Украина сократила производство мяса на 1,4%, молока — на 4%, яиц — на 14,3% до 16,78 млрд. шт.
В текущем году тенденция продолжилась. За 4 месяца 2016 г. страна сократила производство молока на 0,9%, яиц — на 17,5%. Производство же мяса выросло на 2,6%, но при сокращении поголовья коров на 3,8%, свиней — на 3,3%, овец и коз — на 3,5%, птицы — на 4,7%. Симптом крайне тревожный – он говорит о том, что на фоне резкого удорожания кормов, топлива и лишения сельхозпроизводителей льгот люди попросту режут скот.
То есть Украина превращается не в "аграрную сверхдержаву", а в обыкновенный сырьевой придаток ЕС, поставляющий на экспорт примитивный набор из трех-четырех культур.
Экспорт сельхозпроизводства растет исключительно за счет падения промышленности – так чем тут гордиться?

Источник: РИА Новости Украина.

| | | | - | | | | | |