.
Налоговые проблемы в воздухе. Или почему с авиаперевозчиков хотят по-новому взимать налоги.

Налоговые проблемы в воздухе. Или почему с авиаперевозчиков хотят по-новому взимать налоги.

mlp / 22.06.2016

Уже осенью в Украине могут измениться правила взимания авиационного сбора с перевозчиков. Об этом говорится в размещенном на сайте Госавиаслужбы постановлении Кабмина «Про внесення змін до постанови Кабінету Міністрів України від 28 вересня 1993р. № 819 відповідно до частин третьої та дев'ятої статті 12 Повітряного кодексу України, частини третьої статті 45 Бюджетного кодексу України».



Эксперты придерживаются мнения, что этим переменам давно пора наступить, ведь последние изменения в порядок работы авиационного спецфонда были внесены 16 лет назад - в далеком 2000-м.

«С момента введения авиационных сборов отсутствует порядок их начисления, периодичность и сроки уплаты. Авиационные сборы не вписаны в Налоговый кодекс как обязательные платежи. Все это время Госавиаслужба на свое усмотрение начисляла сборы, что собственно и породило многочисленные споры о законности таких действий. У перевозчиков, которым регулятор выставляет счета на оплату авиационных сборов, появились вполне логичные вопросы - почему налог начисляется каждый месяц, а не раз в квартал или год; в какие сроки нужно уплачивать сборы, и насколько они вообще законны», - рассказал юрист «ECOVIS Бондарь и Бондарь» Сергей Дзюбенко.

Наболевший вопрос о том, когда и по какому курсу нужно взимать сборы с пассажиров и грузов привел к длительным судебным разбирательствам между Госавиаслужбой и МАУ. Последняя перестала выплачивать регулярный сбор в середине 2014 года, когда Госавиаслужба на фоне падения гривны насчитала сборы за весь месяц по итоговому курсу, который в полтора раза превышал курс на начало месяца. Таким образом задолженность МАУ возросла и сейчас составляет 150 млн. грн.

«В новой редакции правил Госавиаслужба урегулировала все неточности, которые вызывали критику со стороны авиакомпаний. В частности, в документе четко прописан порядок выставления счетов, зафиксированы сроки оплаты, обменный курс и другие процедурные моменты», - отметил эксперт Офиса эффективного регулирования BRDO Сергей Хижняк.

В то же время, юрист Андрей Гук считает, что все наболевшие вопросы уже решены, поэтому считает, что проблем с оплатой быть не должно: «Порядок прописан четко: по итогам месяца от авиакомпании получают отчет о перевезенных за месяц пассажирах и грузе, Госавиаслужба выставляет на основе этих данных счет-фактуру, причем по курсу НБУ на день его выписки. Порядок будет принят постановлением Кабмина. Как видим, все требования, озвученные ранее МАУ, выполнены». Также эксперт считает, что, несмотря на выполненные МАУ требования, суды по имеющейся задолженности все равно будут продолжаться.

С тем, что Госавиаслужба признала часть аргументов перевозчиков и данными изменениями пытается устранить законодательные пробелы в схеме уплаты авиационных сборов, согласен и юрист ECOVIS Бондарь и Бондарь (представляет интересы МАУ) Сергей Дзюбенко. Однако он задается вопросом, получат ли предложенные Госавислужбой изменения позитивное заключение правовой экспертизы Министерства юстиции.

«Конституция Украины однозначно предусматривает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законом. Конституционный Суд Украины неоднократно разъяснял, что законом должны быть установлены и все обязательные элементы налога/сбора, такие как размер, периодичность начисления, сроки уплаты и т.д. В этих же разъяснениях указано, что принятие закона - исключительное полномочие ВР, которое не может делегироваться другим органам власти, в том числе и Кабмину. Также, непонятно почему Госавиаслужба игнорирует предписание статьи 4 Налогового кодекса, где сказано, что сборы и налоги, не предусмотренные этим кодексом, не подлежат уплате», - напоминает Дзюбенко.

Юрист убежден, что для урегулирования авиационных сборов должны быть внесены изменения в Налоговый кодекс, а не в правительственное постановление от 1993 г. «Но Госавиаслужба даже не предпринимает попыток узаконить авиационные сборы путем внесения изменений в НКУ. Ведь тогда появятся вполне закономерные вопросы - за что пассажиры и грузоперевозчики должны платить авиационные сборы; как это влияет на цену, доступность и развитие авиационных перевозок и др. Очевидно, что Госавиаслужба не имеет ответов на них и по инерции пытается сохранить авиационные сборы, которые вводились с целью развития авиации в переходной период еще в далеком 1993 г.», - говорит Дзюбенко.

Как и прежде, авиационный спецфонд наполняется за счет административных услуг, которые предоставляет Госавиаслужба. Кроме сборов с пассажиров и грузов это, например, выдача сертификатов авиакомпаниями, допусков к перевозке пассажиров и груза. А средства тратятся на обеспечение деятельности Госавиаслужбы, членские взносы в международные авиационные организации, проведение переговоров и заключение договоров о международном авиасообщении и т.д.

«Непонятно, почему за счет спецфонда финансируется деятельность только Госавиаслужбы. Ведь согласно Воздушному кодексу, отраслевым регулятором является также Министерство инфраструктуры. Было бы справедливым, если бы это ведомство также имело доступ к средствам. Ведь именно оно должно формировать политику развития отрасли», - считает Сергей Хижняк.

Следует отметить, что государственные целевые сборы распространены во всем мире. В нынешнем проекте заложены цифры в $2 за пассажира международных рейсов и $0,5 - внутренних.

«За границей сборы, как правило, составляют от 10 до 70 евро с пассажира в зависимости от стоимости авиабилета и дальности полета. Это наиболее справедливый механизм финансирования госрасходов. Ведь авиационным транспортом пользуются только около 2% граждан Украины, они и финансируют регулятора через госсбор. Иначе приходится платить всем налогоплательщикам, в том числе и тем, кто авиационным транспортом не пользуется вовсе», - подчеркивает Хижняк.

Эксперты предполагают, что после общественного обсуждения предложенных изменений проект все же будет принят. «Осенью, надеюсь, мы будем иметь новые правила», - отметил Гук.

| | | | - | | | | | |