.
Какие проблемы создали новшества Минюста на украинском рынке недвижимости и перед властями Николаева.

Какие проблемы создали новшества Минюста на украинском рынке недвижимости и перед властями Николаева.

mlp / 08.02.2016

С 1.01.2016 г. вступил в действие Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений».

Согласно ему Государственная регистрационная служба сворачивает свою деятельность к апрелю этого года, ее полномочия делегируются госрегистраторам на местах и нотариусам. Данные о регистрации заносятся в электронный реестр, который и является основным носителем информации об объекте и его хозяине.

По мнению авторов закона, таким образом, упраздняется коррупционное звено в процессе подачи заявлений и пополняется бюджет. Ведь от срока регистрации зависит размер административного сбора: в течение 2 часов - почти 7 тыс. грн., 5 дней – 140 грн.

Реестр находится в открытом доступе, информацию могут получить все желающие, но право вносить туда изменения есть только у тех, кто имеет статус государственного регистратора.

По новым правилам, статус свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество в нашем привычном понимании упраздняется. Подтверждением права собственности является запись в реестре. К ней прилагается (по желанию владельца недвижимости) бумажная копия – так называемая информационная справка из Госреестра. Она не наносится на гербовую бумагу, как было до этого, и не заверяется печатями. Но имеет такую же юридическую силу, как и привычные всем свидетельства, рассказала АВСnews частный нотариус Елена Личина.
«Это новшество касается в первую очередь тех, кто оформляет право собственности на недвижимость уже в этом году. Эти владельцы уже не получают на руки свидетельство о праве собственности – только выписку. Те, кто получал свидетельства о праве собственности ранее, могут не волноваться, эти документы никто не отменяет, они по-прежнему имеют юридическую силу», – пояснила юрист.

Девелоперы, которые собираются вводить свои объекты в эксплуатацию, встретили нововведение настороженно. У них вопросы: как убедить потенциальных покупателей, что документ, который будет выдан на руки и есть подтверждение их права собственности на новостройку, кто гарантирует, что реестр будет работать как часы, что он защищен от взлома и недоступен для мошенников.

Министр юстиции П. Петренко после принятия закона выразил глубокую уверенность, что степень надежности и защиты реестра безукоризненна, никто не сможет проникнуть в него несанкционированно, внести изменения или произвести мошенничество.

По информации АВСnews, участники рынка недвижимости не разделяют оптимизма министра.

Директор по маркетингу и продажам ЖК RiverStone Ангелина Деревлева сказала: «Уже не раз приходилось убеждаться, что при больших нагрузках на сервере реестр не работает. Например, как это бывало в прошлом году». Настороженность вызывает и схема первичной регистрации права собственности на недвижимость без оформления свидетельства. По ее мнению, это не уменьшает возможности для аферистов, а как раз наоборот – только увеличивает.

Директор ООО «Гранит плюс» Лариса Шевчук считает, что – несмотря на всю прогрессивность идеи – рынок пока не готов к таким новациям. «Каким образом будет защищаться информация в базе реестра, кто это гарантирует? Для многих игроков рынка это совершенно непонятно и слабо применимо. Приживется ли начинание, покажет только практика», – рассуждает девелопер.

Адвокат ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Наталья Доценко-Белоус называет меру преждевременной: «Она создает риски и почву для злоупотреблений. Это мощный удар по рынку».

Е. Личина отметила, что норма вызвала юридическую коллизию: «Теперь, когда само понятие свидетельства о праве собственности как правоустанавливающего документа упраздняется, необходимо вносить изменения в ряд законов».

По прогнозам юристов, результативность и все слабые места нового закона станут очевидны уже на протяжении текущего года.

5 февраля на сайте Минюста представили «ШАГИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВЕЩЕВЫХ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И БИЗНЕС» .

Чтобы новации заработали Николаевскому горсовету для этого предстоит:
- принять на сессии решение о предоставлении услуг по государственной регистрации вещевых прав на недвижимость и бизнес;
- утвердить структуру и штатное расписание, которым предусмотрены должности государственных регистраторов;
- заключить договоры с техническими администраторами реестров и получить для госрегистраторов индефикаторы доступа к Госреестру вещевых прав на недвижимое имущество и Единому госреестру юрлиц, физлиц - предпринимателей и общественных формирований;
- обратиться в Минюст для вынесения на Кабмин вопроса о прекращении полномочий органов юстиции по госрегистрации на территории города;
- после принятия решения Кабмином получить от органа юстиции дела в бумажной форме.

Принятие этих решений в Николаеве потребует от городской власти выделения помещений, увеличение штата николаевского Центра предоставления административных услуг (сейчас 18 специалистов) и конечно же финансирования.

Отметим, что у николаевских предпринимателей уже есть негативный опыт работы с электронными ключами налогоплательщиков.
Не вызвала оптимизма услуга «Личный кабинет» на сайте «Николаевгаз».
Правда, все объясняют тестовым режимом работы электронных систем, но не говорят сколько времени это продлится.

Напоследок отметим, что информацию о недвижимости можно получить лишь при наличии счета в Ощадбанке, через который проходят 20 гривен.

Инвестор.

| | | | - | | | | | |