.
На что жалуется украинский бизнес.

На что жалуется украинский бизнес.

mlp / 31.10.2015

За пять месяцев украинские компании подали на госорганы 440 жалоб. Об этом сообщил "ДС" бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета. Антирейтинг обидчиков, которые не дают бизнесу нормально работать, на протяжении полугода остается практически неизменным.

Наибольшее количество жалоб поступает на действия Государственной фискальной службы (ГФС), включая налоговую инспекцию и таможенную службу (42%). "Это налоговые проверки, возмещение НДС и ручное вмешательство в систему электронного администрирования НДС, ситуации, когда налоговики не находят предприятия по месту регистрации и присваивают им "состояние 9", что имеет негативные последствия для плательщика налогов", - говорит Альгирдас Шемета.

На втором месте - жалобы на силовые структуры (12% на прокуратуру, 8% - МВД). Они, в основном, касаются открытия уголовных производств о превышении полномочий в ходе досудебного разбирательства (при проведении обысков, изъятии документов и т.д.).

На третьей позиции в антирейтинге - органы местного самоуправления, на действия которых жалуются 9% предпринимателей.

Далее следуют Минюст, исполнительная служба и высшие органы власти (ВР, Кабмин и Президент) - 5% жалоб.

На рекомендации омбудсмена нарушители реагируют по-разному. Фискалы, как правило, к ним прислушиваются, а вот силовики - просто игнорируют. "Мы получаем много отписок, нередко наши запросы направляются на рассмотрение тем, на кого жалуются предприниматели, или нам просто не отвечают", - говорит Альгирдас Шемета.
С начала мая, когда начали поступать первые жалобы от бизнеса, решения приняты по 84 делам. В основном, в пользу компаний и предпринимателей. "Прямой финансовый эффект составил 151 млн. грн. Это возврат НДС, отмена штрафов и санкций и т. д.", - говорит Альгирдас Шемета.

Рассмотрев жалобы отдельных компаний и предпринимателей, Совет бизнес-омбудсмена разрабатывает рекомендации госорганам, что нужно сделать системно - какие законы, постановления или регламенты, необходимо изменить. В частности, подготовлены четыре отчета: по подключению бизнеса к электроснабжению, о проблемах предпринимателей, которые касаются компенсации зарплат мобилизованным сотрудникам, о регулировании внешнеэкономической деятельности компаний и администрировании налогов. Но рекомендации бизнес-обмудсмена не являются обязательными для исполнения, и не факт, что украинские чиновники будут их выполнять. "Если нет, мы будем обращаться к премьеру, Президенту или в Верховную Раду, подключать общественность и СМИ", - обещает Альгирдас Шемета.

"ДС" спросила у экспертов, как они оценивают работу Совета бизнес-омбудсмена? Насколько эффективно эта структура защищает интересы бизнеса в государственных органах?

Исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко:
Сам факт появления таких структур, как Совет бизнес-омбудсмена в Украине - это уже, на мой взгляд, позитивный сигнал для бизнеса, государственных органов и международного сообщества. Во-первых, сейчас правительству как никогда важно услышать мнение бизнеса. Во-вторых, совместные усилия Совета бизнес-омбудсмена, Европейской Бизнес Ассоциации и ряда других объединений, помогают, как минимум, привлечь внимание властей к проблемам инвесторов. В-третьих, Украина начала активно презентовать себя на ряде международных инвестиционных форумов, которые как раз основаны на партнерстве "бизнес-власть".
Бизнес хочет быть услышанным, ведь он ежедневно сталкивается с массой серьезных проблем. Это и отсутствие реальных действий по борьбе с коррупцией, и слабость судебной системы, которая не дает инвестору защитить себя и свои права, и хаотичность изменений в налоговой сфере.
В диалоге с властью мы видим прогресс, точечные изменения происходят. Но, к сожалению, этого недостаточно. Темп реформ, очевидно, замедлился, коррупция остается безнаказанной, ощутимых сдвигов, несмотря на качественную риторику властей, нет. Легальный бизнес продолжает быть объектом законодательных экспериментов и фискального прессинга.

Партнер Правовой группы "Доминион" Михаил Гончарук:
Пока еще сложно оценить работу бизнес-омбудсмена в полной мере. Наверное нужно порадоваться тому, что такой институт появился у нас в принципе. И судя по их отчетности, какие-то конкретные дела они решили позитивно для предпринимателей!
С другой стороны, даже после появления бизнес-омбудсмена давление налоговиков или иных контролирующих органов никак не уменьшилось. Очень не хотелось бы, чтобы существование бизнес-омбудсмен превратилось в возможность "выпустить пар" предпринимателю с получением ответа "ваше обращение передано в компетентные органы". Во многих случаях, если говорить о частных вопросах, проблему предпринимателя нужно решать быстро и действенно. Там товар задержали, там не принимают отчетность, там незаконно не выдают документы. И таких вопросов очень много. Справится ли с этим бизнес-омбудсмен в наших реалиях - это большой вопрос.
В большинстве случаев, когда предприниматель жалуется бизнес-омбудсмену, его интересует максимальное вовлечение госорганов в решение своей проблемы. И тут все будет зависеть от реакции на бизнес-омбудсмена других органов госвласти. Контролирующих органов, которые должны бороться с коррупцией в нашей стране предостаточно. Задача бизнес-омбудсмена - быть эффективным посредником между предпринимателями и органами государственной власти, модерируя диалог и отстаивая законные права бизнеса. Очевидно, что работа бизнес-омбудсмена также должна состоять из выявления системных нарушений и их ликвидации путем разработки и внедрения соответствующих рекомендаций.

Источник: «Деловая столица».

| | | | - | | | | | |