.
8 рецептов построения стабильной нации от легендарного Ли Куан Ю.

8 рецептов построения стабильной нации от легендарного Ли Куан Ю.

mlp / 24.03.2015

Легендарный премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю скончался в ночь на понедельник, 23 марта, в возрасте 91 года.

Причиной смерти стала тяжелая форма пневмонии. Последние дни жизни знаменитый политик-реформатор провел в отделении интенсивной терапии Центральной больницы Сингапура, где был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких.

В 1950-х годах в Сингапуре было сложно найти работу, около 40% жителей не умели читать и писать, а ВВП в пересчете на единицу населения составлял около $550 в год. За время пребывания Ли Куан Ю у власти этот показатель вырос в сто раз – до $55 000.

«Чтобы понять Сингапур и то, почему он стал таким, нужно начать с того факта, что он не собирался возникать как государство и не мог существовать. В самом начале у нас не было компонентов нации, не было элементарных ее составляющих: ни однородного населения, ни общего языка, ни общей культуры, ни общей истории. Поэтому процесс становления был долгим. Я сделал свою часть работы», – рассказал Ли Куан Ю во время интервью в 2007 году.

Модель управления страной, которую применил Ли Куан Ю, называют мягким авторитаризмом, а основатель современного Сингапура не скрывал диктаторских замашек и тяги к социальному инжинирингу. Однако в отличие от других авторитарных правителей, поощряющих кумовство и коррупцию, Ли Куан Ю стремился всячески укрепить статус Сингапура как самого благоприятного для развития бизнеса региона и построить политически нейтральную юрисдикцию, в которой закон одинаков для всех.

Forbes напомнил наиболее яркие рецепты построения процветающего государства, опробованные Ли Куан Ю в азиатском государстве.

О доверии к судам
Первоочередной задачей для создания успешной экономики Ли Куан Ю считал восстановление доверия к судебной системе. Чтобы привлечь инвесторов, нужно убедить их в том, что их права будут защищены, и никто из чиновников не сможет отобрать у них собственность. Лучший способ сделать это – посадить нескольких своих приближенных.
«Начните с того, что посадите трех своих друзей: вы точно знаете, за что, и они знают, за что – и народ вам поверит».
«Для победы над коррупцией нужно не жалеть и сажать в тюрьму провинившихся друзей и родственников».

О сплочении нации
Когда Сингапур неожиданно превратился из колонии в независимое государство, его населяло около миллиона иммигрантов, 75,4% которых были этническими китайцами, 13,6% – малайцами и 8,6% – индийцами. Ключевой стратегией по созданию из этих людей новой нации стала кропотливая работа – расселение их из трущоб в комфортные жилища. К настоящему времени собственные дома получили 90% семей Сингапура. Чтобы предотвратить образование этнических гетто, власти следили, чтобы в каждом квартале соблюдалось пропорциональное соотношение китайцев, индийцев и малайцев.
«Я хотел, чтобы наше общество состояло из домовладельцев. Я видел своими глазами разницу между многоквартирными домами с низкой арендной платой, находившимися в плачевном состоянии, и жильем, принадлежавшим частным домовладельцам, которым они гордились».
«Если бы у солдата не было своего дома, он не стал бы сражаться, чтобы защищать имущество богатых. Я верил, что чувство собственности жизненно важно для нашего общества, которое не имело глубоких корней».

О политических репрессиях
У человека, желающего продвигать в Сингапуре идеи, противоречащие курсу правящей партии, при Ли Куан Ю было два пути: либо в тюрьму, либо в эмиграцию. Конструктор сингапурского «экономического чуда» настаивал на том, чтобы эти процессы проходили без публичной огласки – политический скандал мог создать повод для вторжения в маленький Сингапур соседнего крупного государства. Китайских коммунистов, которые в 1950-х годах имели реальные шансы оказаться у власти, сажали крупными группами без судов и следствия, и держали в тюрьмах годами.
«Кто бы ни был правителем Сингапура, он должен иметь внутри стальной стержень или сдаться. Это не игра в карты. Это жизни: ваша и моя. Я потратил всю жизнь, строя это государство, и я ответственен за то, чтобы не позволить никому разваливать его».
«Мы должны без судебных разбирательств изолировать людей, будь они коммунистами, будь они языковыми шовинистами, будь они религиозными экстремистами. Если вы не будете делать этого, ваша страна будет в руинах».

О моральных и телесных наказаниях
Основатель Сингапура развернул в новом государстве активную пропаганду чистоты. Однако отучить китайцев, индусов и малайцев от привычки плевать в лифте и бросать мусор мимо урны одними призывами не удалось. Тогда для приучения новой нации к хорошим манерам Ли Куан Ю ввел драконовые меры.
Премьер запретил продажи жевательной резинки, законодательно обязал граждан спускать воду после посещения общественного туалета. Для нарушителей предусмотрен штраф, выплаты которого могут потребовать не только полицейские, но и прохожие. Штрафы предусмотрены и для таких гражданских преступлений, как курение в общественных местах, переход дороги в неположенном месте или плевок на тротуар.
Если человек трижды был оштрафован за бросание мусора на улице Сингапура, его могут заставить мыть улицу по воскресеньям, надев табличку «Я намусорил». За более серьезные проступки, включая кражи и грабежи, в Сингапуре наказывают тростниковыми палками, которые, по мнению Ли Куан Ю, являются более действенным средством, чем аресты.
«Мы считали, что телесные наказания являются более эффективными, чем длительные сроки тюремного заключения, и ввели эти наказания за преступления, связанные с наркотиками, торговлей оружием, изнасилованием и порчей общественной собственности. И подобные меры обеспечили соблюдение в Сингапуре законности и правопорядка».

О высоких зарплатах чиновников
Ли Куан Ю бескомпромиссно отстаивал мнение, что у госслужащих должны быть высокие зарплаты, чтобы предотвратить коррупцию и появление на руководящих государственных должностях чиновников-вредителей.
«Вы знаете, лекарство от всей этой болтовни о высоких окладах – это хорошая доза некомпетентных людей в правительстве. Вы получите развал страны, и после этого никогда не соберете Сингапур воедино. Шалтай-болтай не сможет собрать все снова... из-за этого ценность ваших активов может снизиться, ваша безопасность окажется под угрозой, и ваша женщина станет прислугой для людей в другой стране, станет гастарбайтером».

Об идеологии
Ли Куан Ю не лицемерил перед религиозными избирателями, честно признавая, что в Бога не верит, хотя и атеистом себя тоже не считает. Будучи прагматиком, основатель Сингапура решил не навязывать новому государству ни религию, ни какую-либо другую готовую идеологию. Систему ценностей он решил выстраивать с нуля, принимая только то, что выгодно.
«Мы идеологически свободны. Будет ли это работать? Если это работает, давайте попробуем это внедрить. Если все хорошо, давайте продолжать это. Если это не работает, выбросьте это прочь, попробуйте что-то другое».

О свободе слова
По убеждению Ли Куан Ю, для азиатского общества благосостояние имеет гораздо большую ценность, чем право свободного выражения. Граждане Сингапура часто сами себя критикуют за то, что слишком озабочены обеспечением комфортного образа жизни – приобретением квартиры, машины, загородного дома, запаса наличности и банковского счета – и мало следят за политикой. Пользуясь этим, Ли Куан Ю взял под контроль сингапурские СМИ и ограничил свободу слова.
«Опросите любых людей. Чего они хотят? Возможности писать такие редакторские статьи, как пишете вы? Они хотят приобрести собственность, качественную медицину, школы и рабочие места».

О социальной инженерии
Спустя несколько лет после создания Сингапура Ли Куан Ю забил тревогу из-за деградации нации. По его наблюдению, мужчины стараются брать в жены необразованных женщин, потому что те менее притязательны. В результате интеллектуально развитые жительницы Сингапура рожают чуть ли не вчетверо меньше детей.
В стране было создано Агентство по социальному развитию, которое пытается убеждениями, материальными стимулами и подбором женихов подталкивать общество к тому, чтобы образованные женщины, особенно выпускницы университетов, рожали больше детей, а необразованные – меньше.
«Если вы не впустите образованных женщин в ваш нерестовый бассейн и оставите их плавать в сторонке, вы окончите свои дни в более глупом обществе… К чему это приведет? К тому, что здесь появится меньше ярких людей, которые будут обеспечивать тупых людей стареющего поколения. Вот в чем проблема».

| | | | - | | | | | |