.
Зачем Кабмин строит фортификации на Донбассе и что будет со «Стеной».

Зачем Кабмин строит фортификации на Донбассе и что будет со «Стеной».

mlp / 19.03.2015

Перед началом заседания правительства 18 марта премьер-министр Арсений Яценюк напомнил о необходимости реализации проекта «Стена» на границе с Россией. Кроме того, премьер поручил в рамках задач, наработанных президентом, Кабмином и СНБО, срочно приступить к строительству линии безопасности на Донбассе, для чего выделяют из резервного фонда 865 млн. гривен.

Несмотря на то, что это два разных проекта, по сути, они являются логическим продолжением друг друга. Премьер даже заявил, что после восстановления контроля украинских властей над всей территорией Донбасса фортификационные сооружения перенесут на границу с Россией. Сам проект «Стена» (Яценюк предпочитает название «Европейский вал») на границе начали в сентябре 2014 года, и уже потратили на него 235 млн. За счет этих средств, по словам Яценюка, возвели линию безопасности, а также построили инженерные сооружения и противотанковые рвы.

Теперь же, вслед за признанием Верховной Радой части Донбасса оккупированной территорией, фортификационные сооружения будут строить вдали от госграницы. По мнению экс-заместителя главы Генерального штаба Игоря Романенко, выделение средств для строительства фортификационных сооружений в зоне боевых действий – логичный ответ на действия боевиков, но и об укреплении границы с Россией никто не забывает.

«Есть два направления. В первую очередь, деньги из резерва выделяют на оборудование фортификационных сооружений по линии разграничения, где боевики создают долговременные опорные пункты. Разговор идет и как раз о соответствующих инженерных оборудованных точках с нашей стороны. А вот укрепление границы с Россией – это во вторую очередь», – пояснил Романенко.
Эксперт считает, что и на границе с таким агрессивным соседом, как Россия, подобные фортификационные сооружения лишними не будут, хотя и признает, что об их максимальной эффективности можно говорить только в мирное время.

В свою очередь спикер АТО Анатолий Стельмах подтвердил, что боевики укрепляются на завоеванных позициях, но о фортификационных сооружениях он не слышал и команды от Генштаба на их строительство пока не было. «Если будет указания – будем строить подобные сооружения. Что касается боевиков, то они действительно возводят определенные фортификационные сооружения, только их вряд ли можно назвать укреплениями, это окопы, блиндажи, блокпосты, но это не какие-то капитальные сооружения, наподобие проекта «Стена», – сказал Стельмах.

Впрочем, на местном уровне военные и сами строят укрепления. Например, согласно сообщению сайта председателя Луганской ОГА Геннадия Москаля, когда в Станице Луганской боевики прошли по полуразрушенном мосту через Северский Донец и начали строить опорный пункт, в ответ украинские военные продвинулись вперед и стали возводить укрепления перед мостом.

Политолог-международник Александр Палий также считает, что фортификации возводить нужно. «Как показывает практика, те позиции, которые хорошо укреплены, боевикам взять тяжелее, для них это действительно преграда. Причем, я считаю, денег на это нужно выделять больше, ведь по нынешнему курсу это меньше 40 млн. долл. В лучшем случае этого должно хватить для базовых оборонительных укреплений», – подчеркнул он.

А вот проект «Европейский вал» с сентября уже претерпел изменения после передачи от Министерства инфраструктуры к Государственной пограничной службе. По словам нового главы ГПС Виктора Назаренко, стоимость проекта должны снизить почти втрое, исходя из обновленной сметы в 1 млн. грн. на обустройство 1 км границы, а не 3,7 млн, как ранее.

Изменили и концепцию «Стены». Согласно новому плану, озвученному Назаренко, обустройство украинско-российской границы пройдет в три этапа. В первую очередь, в этом году планируется создать систему сплошных земляных сооружений (противотанковых рвов и блиндажей) и обустроить опорные пункты для пограничников. На втором этапе – в 2016 году – будут развернуты новые пограничные подразделения, будет создаваться приграничная инфраструктура. А уже в 2017-2018 годах (на третьем этапе) границу планируют оснастить современными средствами наблюдения, сигнализации и поражения.

При этом эксперты, опрошенные «Сегодня.ua», в целом скептически оценивают перспективы реализации «Стены» на границе.

«Если говорить в целом, строительство подобной «Стены» можно даже назвать неким трендом: подобным укреплением границы занялась не только Украина, которая уже пережила агрессию России, но и страны, которым РФ угрожает. (В течение четырех лет на восточной границе Латвии планируют обустроить пограничную полосу шириной 12 м, оснащенную по последнему слову техники – Авт). Но, как показала практика, на сегодняшний день отсутствуют адекватные способы противодействия так называемым «зеленым человечкам», и заблудившимся «туристам», – считает директор Института социально-политического проектирования «Диалог» Андрей Миселюк.

В свою очередь директор Центра прикладных и политических исследований "Пента" Владимир Фесенко считает, что «Стену» Яценюка стоит воспринимать больше как брендовый проект. «Сейчас на него нет серьезных средств, и, я думаю, те средства, которые выделяются для него, пойдут на постройку фортификационных сооружений в зоне конфликта, а не на границе с Россией», – сказал он.

Политтехнолог Дмитрий Раимов также считает, что «Стена» – брендовый проект, подобный борьбе со свиным гриппом времен премьерства Тимошенко. «Это очень плохой пиар-проект, у него слишком много рисков», – считает он.

Тем временем, по словам главы ГПС, в прошлом году проект «Стена» начали реализовывать в Черниговской, Сумской и Харьковской областях. В частности, вырыли 144 километра противотанковых рвов, создали 90 км инженерных сооружений, 37 блокпостов и 200 блиндажей, 60 км траншей и ходов, а также систему наблюдения.

По материалам «Сегодня.ua».

| | | | - | | | | | |