.
Насколько пополнился городской бюджет от проведения земельных торгов в Николаеве?

Насколько пополнился городской бюджет от проведения земельных торгов в Николаеве?

mlp / 06.01.2015

Если ответить кратко – немного, могли больше.

Еще в октябре 2014 года ukr.media опубликовали материал под названием «Борьба с коррупцией и бюрократией на рынке земли пока не дала результатов».
Там представлена информация Госземагентства по итогам 10 месяцев 2014 года.



К этой информации можно добавить, что ГУ Госземагентства в Николаевской области в июне 2014 года уточнило, что продано право аренды на 19 земельных участков общей площадью 88,17 га. Причем на земельных торгах в Первомайском районе 17 земельных участков и в Николаеве - 2 земельных участка.

Госземагентство также проинформировало, что на 23 декабря 2014 года территориальными органами Госземагентства Украины проведено земельных торгов:
Одесская область – 143 лота;
Черниговская область – 29 лотов;
Черновицкая область – 9 лотов;
Тернопольская область – 4 лота;
Ровенская область – 3 лота;
Херсонская и Хмельницкая области – по 2 лота.

Николаевской области вновь в этом списке нет.
Николаевщина среди регионов Украины, где земельные торги пробиваются очень сложно.

Вопреки прогнозам вице-премьер-министра, министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства В. Гройсмана, 15 октября торги, на которых впервые планировалось реализовывать земли для коммерческих целей, удалив коррупционную составляющую, так и не состоялись.

Порядок их проведения был урегулирован еще в 2012 г., когда приняли новый Земельный кодекс. Механизм проведения торгов был представлен в официальном ответе Госземагентства на запрос издания ukr.media: «В процессе подготовки лотов к продаже нужно определить исполнителя земельных торгов, выбрать исполнителя работ по землеустройству и оценке земли. Сделать это нужно не позднее 30 дней до окончания срока принятия конкурсной документации».

После заявлений В. Гройсмана «Капитал» опросил экспертов и они спрогнозировали, что побороть коррупцию на земельном рынке Гройсману будет нелегко.

В числе этих причин - приватизация. Согласно Земельному кодексу, некоторые надели запрещено реализовывать через торги. Это дачные участки с имеющимися на них постройками, зеленые зоны, земли религиозных организаций и др., а всего около 20 исключений.
«Очень часто механизм бесплатной приватизации используют как лазейку для переоформления целевого назначения участка и оформления права собственности на него», - указал аналитик консалтинговой компании SV Development Сергей Костецкий.
С ним согласился президент ассоциации «Земельный союз Украины» Андрей Кошиль: «Бесплатная приватизация земель - инструмент теневого перераспределения земельных ресурсов».
Таким образом, пока механизм приватизации работает в существующем формате, в проведении аукционов не заинтересованы ни покупатели, ни продавцы, отметили эксперты.

Теоретически земельные торги должны были помочь определить рыночную стоимость участка. Но на практике это не так. Согласно Земельному кодексу, стоимость лота оценивается исходя из нормативной денежной оценки земли, которая определяется Госземагентством в начале каждого календарного года в зависимости от расположения участка и характеристики грунта. Реальная же цена участка может учитывать и ряд других факторов: логистику, соседство, инфраструктуру.

К этому нужно добавить, что не каждый желающий сможет приобрести надел: многих участников к аукциону не допускают по формальным причинам.

Руководитель Ассоциации специалистов банковской оценки Украины С. Фролов высказывался за конкурс между оценщиками, что позволило бы минимизировать затраты на эти услуги и установить реальную цену По его мнению, установлению прозрачных правил помог бы полный перевод торгов на электронную площадку.

Такой опыт есть у чиновников Минюста, которые в 2014 году начали реализовывать на электронных торгах арестованное имущество.

На это в Госземагентстве заявили, что согласно действующему законодательству землю нельзя продавать на электронных торгах. К тому же на внедрение таких торгов потребуется около 500 000 грн. для разработки программного обеспечения.

В обоснование непроведения земельных торгов говорили и о том, что финансирование их в госбюджете не предусмотрено, хотя в соответствии с законодательством их проведение должно оплачивать Госземагентство. А на практике земельные торги осуществляются за счет участников рынка.

Из представленной выше таблицы можно сделать вывод, что Николаевский горсовет не уделял должного внимания, и, наверное, желания к проведению земельных торгов в текущем году. Как модно сейчас говорить, не было политической воли руководства города.

Надо указать, что в 2014 году в Николаеве состоялись 4 аукциона – 14 июля, 29 августа, 28 ноября и под Новый год – 22 декабря.
Не все они завершились оплатой победителя за право аренды земельных участков.
Наиболее удачный на 4 земельных участка был в декабре.

На сессиях горсовета депутаты своими решениями блокируют даже разработку проекта землеустройства на участки, которые предприниматели планируют для развития своего предприятия. Бизнесмены сами же разрабатывают и проектную документацию еще до сессии, и за нее платят деньги.

Вспомним 44-й сессию горсовета в ноябре 2014 года. Там рассматривали вопрос об утверждении 14 земельных участков, которые выставляются на торги для продажи права аренды. Депутат В. Лебеденко предположил, что 7-10 кв. м, это не что иное, как пристройки к основному объекту хозяйствования, и высказал опасение, что кто-то другой победит на торгах и предпринимателям придется выкупать эту землю у победителя торгов.
В ответ мэр Ю. Гранатуров сказал, что даже для пристройки согласно сегодняшнему законодательству необходим аукцион и «это проформа». Депутат Н. Колечко заблокировала 7 кв. метров по адресу ул. Генерала Карпенко угол улицы Белая, опасаясь за жизнь школьников. Эти заявления привели к тому, что не набралось достаточного количества голосов для принятия решения. Так 7 кв. метров заблокировали земельные участки площадью в сотни и тысячи квадратных метров, на которых планировали строительство в Николаеве.

Есть еще одно пояснение отсутствия земельных торгов в Николаеве. Юрий Гранатуров в прошлом году рассказывал, что средства от земельных торгов идут в бюджет развития города, а получить их оттуда городская власть практически не может. Мол, такова политика Госказначейства.

В течение года депутаты не раз голосовали за перечень земельных участков, которые выносятся на земельные торги. Но дальше дело тормозилось. Хотя есть специалисты для проведения земельных торгов в нашем городе.

Как здесь не вспомнить о «третьей силе», как говорил в свое время Владимир Чайка. Наверное, в ее составе чиновники управления земельных ресурсов горсовета. Но они всего лишь исполнители.

Инвестор.

| | | | - | | | | | |