.
Николаевскому трамваю — 100 лет.

Николаевскому трамваю — 100 лет.

mlp / 22.12.2014

21 декабря 1914 года (3 января 1915 — по новому стилю) в Николаеве был пущен первый трамвай на электрической тяге.
Событие для нашего города знаковое, все-таки круглая дата — 100 лет. Это событие неравнодушные к истории города николаевцы решили отметить продолжительной экскурсией по трамвайным маршрутам — проехать по современным и вспомнить о несохранившихся.

Группа, которую собрал Юрий Любаров (более 50 человек, кстати), проехала от остановки на пересечении ул. Декабристов и пр. Ленина до Спасска (кольцо возле яхт-клуба), потом по ул. Потемкинской до «Сада трезвости №1» (нынешний парк им. Петровского), затем по Военной слободке, потом по ул. 6-й Слободской (Комсомольской), Рыбной (Чкалова), проспекту Октябрьскому до разворота в Широкой Балке и обратно — по Кузнечной (Скороходова), Торговой (Дмитриева) и Глазенаповской (Декабристов), к тому месту, откуда начинали трамвайное «путешествие».

По дороге рассказывали обо всем, что связано с трамваем и историей нашего города.
Например, не многие знают, почему у нас принято говорить: «Какая марка трамвая?».
Мы говорим, не задумываясь. Привыкли так. А все потому, что раньше трамвайные билеты были в виде марок с указанием цены, мест пересадок и имели определенный цвет, соответствующий номеру маршрута.
Если кто заметил, то и сейчас трамвайные и троллейбусные маршруты на городских картах обозначены разными цветами.

Кстати, первый городской трамвайный маршрут до сегодняшнего дня не сохранился. Он проходил от Александровской церкви (на пересечении Соборной и Херсонской улиц) до Городской больницы (нынешней горбольницы №1). Впоследствии рельсы по ул. Соборной (Советской) убрали.

На первых порах для электрического трамвая были использованы вагоны конки, которые пришлось немного модернизировать: снять ступеньки вдоль вагона, а открытые площадки зашить листами железа. Необходимое оборудование для модернизации этих вагонов было изготовлено на судостроительном заводе «Наваль», а наиболее сложное электрооборудование было приобретено в других городах.

Первые трамваи не имели на своих крышах токоприемников, электроснабжение осуществлялось непосредственно по рельсам. Трамвайное движение было организовано по четырём маршрутам: «Вокзал — Горбольница», «Рынок — Спасск», «Каботажный спуск — Кладбище», «Кузнечная — Рынок».

О номерах маршрутов тоже хочется сказать отдельно. Когда- то их было 11. Сегодня — только 5.
Люди старшего поколения хорошо помнят маршрут №2 (от яхт-клуба до 6-й Слободской). Он шел почти как «единичка», но поворачивал с Декабристов на Буденного и дальше по «задворкам» до бывшего завода «Алые паруса».
Помнят и 8-й маршрут (с Сухого Фонтана до парка Петровского).
В Николаеве были и так называемые «кольцевые» маршруты: №№4 и 5.
А еще был трамвай номер 9 — из яхт-клуба на Центральный рынок (новый), — правда существовал он сравнительно недолго.
О маршруте №10 — не знает никто из современников.

Пассажиры экскурсионного трамвая вспоминали и о самой загадочной трамвайной линии. До Великой Отечественной войны предполагалось соединить город с поселком Водопой. Для этого от 6-й Слободской проложили маршрут через городское кладбище и пустырь. Линия была открыта 6 августа 1939 года.
В послевоенное время здесь начали застраивать поселок «Новый водопой». Восстановление этой линии откладывалось из года в год, пока не было принято решение о строительстве нового трамвайного депо для вагонов с широкой колеей и новых линий. Не восстановленная линия так и потерялась среди построек. И сегодня еще можно найти в ряде дворов по улице Пионерской старые столбы от некогда проходившей здесь линии.

На сегодняшний день в городе эксплуатируются более 30 трамвайных вагонов, а на самый длинный городской маршрут №6 (Центральный рынок — Промзона) ежедневно выходят 12 единиц техники.

Николаевский трамвай, запущенный с легкой руки городского головы Николая Леонтовича в 1914 году, существует и поныне.
Прискорбно, что эту дату в истории города заметили немногие.

Источник: inshe.tv

| | | | - | | | | | |