.
ВМС Украины о подлодке «Запорожье»: «Ее нет, все».

ВМС Украины о подлодке «Запорожье»: «Ее нет, все».

mlp / 30.10.2014

Пока весь мир гадал о происхождении загадочной подлодки, которую Швеция искала в акватории Балтийского моря, не менее таинственной остается судьба украинской субмарины «Запорожье».



Как известно, после перехода Крыма в состав России и последовавшей за ним сдачи судна, ее включили в состав Черноморского флота РФ – несмотря на солидный возраст и непригодность к использованию в подводных условиях. А три месяца спустя в ВМС РФ заявили: не исключают возможности возвращения подлодки, как и других оставшихся в Крыму суден, после прекращения конфликта на востоке страны. Правда, с тех пор никаких новостей о «Запорожье», так и не поступало.

Но внезапно эту тему снова поднял украинский президент. О том, что Украина будет добиваться возвращения боевых кораблей, Петр Порошенко заявил на этой неделе. Во время визита в Одессу он подчеркнул, что решения самопровозглашенных властей Крыма о национализации суден ни на что не влияют. «Мы должны очень жестко поставить этот вопрос, - сказал глава государства. - Мы этого никак не пропустим, и эти корабли должны быть в составе Военно-Морских Сил Украины».

20 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ, ЕЩЕ БОЛЬШЕ – В РЕМОНТЕ
Единственную подводную лодку в истории независимой Украины построили в 1970 году, после чего она 20 лет несла службу в советском флоте. После развала СССР она вошла в состав Черноморского флота и вернулась под начало ВМС Украины только спустя шесть лет – при разделе суден между двумя государствами. Именно тогда, в 1997 году, она и получила нынешнее название «Запорожье».



Но нести боевую службу субмарина, к тому моменту пережившая уже три ремонта, не могла – Россия вернула подлодку в неисправном состоянии, да еще и без аккумуляторных батарей. Так что судно тут же стало на ремонт, и на долгие годы. При этом новые батареи, которые служат всего около пяти лет, купили еще до его окончания, так что к первому пробному погружению в 2012 году они уже изрядно поизносились. А сегодня и вовсе отслужили положенный срок.

Так или иначе, в январе 2013 года «Запорожье» наконец вошла в состав боевого флота Украины. Но послужить стране так и не успела – мартовские события в Крыму поставили на судьбе субмарины огромный знак вопроса.

ВЕРНУТ ЛИ «ЗАПОРОЖЬЕ»?
Сейчас подлодка по-прежнему базируется в Севастополе. И что с ней будет дальше, пока совершенно неясно. В ВМС Украины на вопросы о перспективе возвращения субмарины реагируют болезненно. «Ее нет, все», - не скрывая раздражения, ответили в командовании Черноморского флота Украины. Дальнейшие попытки получить хоть какую-то информацию о будущем подводных сил Украины успехом не увенчались. Сначала после звонков «КП в Украине» там вешали трубку, потом перестали ее поднимать.

Куда охотнее о подлодке говорят эксперты. Они предполагают, что ее вряд ли вернут. Скорее распилят на металлолом. А если и вернут, то стране она уже не пригодится. Сказывается возраст: лодке, которая строилась всего на 25 лет, скоро «стукнет» 45.

«Эта подлодка с самого начала была утопией, - говорит начальник управления морской охраны Госпогранслужбы, контр-адмирал Николай Жибарев. – Понятно, что каждый военнокомандующий хочет иметь все виды войск, включая подводные. Но кроме самой субмарины в Украине не было ничего: ни тренажеров, ни средств оказания помощи экипажу в аварийной ситуации. Поэтому никто не взял бы на себя ответственность погружать ее на глубину».

«Украине она сможет пригодиться только для учений надводных кораблей или как музейный экспонат. Как боевой корабль она не сможет погружаться под воду», - подчеркнул капитан 1 ранга в отставке Евгений Лупанов.

ЗАМЕНУ ИСКАТЬ НЕ БУДУТ
Сейчас, когда порты Крыма оказались вне досягаемости, добавилась и еще одна проблема. Подводным судам негде базироваться. Поскольку в обычный порт их не поставишь, а необходимые условия были только на полуострове.

Кроме того, в Украине субмарины не строят. А центр кораблестроения, расположенный в Николаеве, занимается только надводными кораблями.

«Иметь свою подлодку – это престижно. Но для военно-морских сил этот вопрос нерешаемый», - считает Жибарев. Теоретически, ВМС могли бы купить подлодку в Германии или Турции – там давно и успешно занимаются их созданием. Но цена вопроса для страны в нынешних условиях совершенно неподъемная – больше миллиарда гривен. А за эти деньги можно купить 3-4 военных самолета-истребителя. По мнению эксперта, сначала нужно разобраться с надводными кораблями и создавать концепцию развития ВМС. А уже тогда думать о субмаринах.

Глеб ШЕМОВНЕВ, «Комсомольская правда в Украине».

| | | | - | | | | | |