.
К чему приведет инициатива В. Гройсмана открыть земельные кадастры и перевести продажу всей коммерческой земли на аукционы.

К чему приведет инициатива В. Гройсмана открыть земельные кадастры и перевести продажу всей коммерческой земли на аукционы.

mlp / 11.10.2014

С середины октября все коммерческие земельные участки будут продаваться исключительно через аукционы, сообщил вице-премьер-министр Владимир Гройсман в эфире ТСН 6 октября. Также Гройсман намерен открыть Земельный кадастр, что позволит всем желающим видеть реальных собственников земельных участков.

ЛИГАБизнесИнформ поинтересовалась у юристов, что может помешать Гройсману довести начатую реформу до логического конца. (Открытие земкадастра может противоречить Закону "О защите персональных данных".)

Депутат Киевсовета С. Крымчак, поддержал открытие кадастра. При этом отметил, что в отношении юрлиц не видит проблемы, а вот по физическим лицам не уверен, что все люди с пониманием отнесутся к раскрытию информации о себе в полном объеме. Многие в этом случае рискуют стать жертвами давления. В случае с физлицами он бы не открывал все данные, но исчерпывающие сведения об участке однозначно должны быть: категория, площадь, целевое назначение, фактическое использование, привязка к Генеральному плану и прочее.

Он поддерживает продажу земли на открытых аукционах, но путь к торгам занимает не меньше года.
В Киеве он выглядит следующим образом. Если предприниматель нашел участок для коммерческой деятельности, то обращается в Киевсовет и ждет ответа до 15 дней. В случае положительного решения Департамент земельных ресурсов КМДА готовит проект решения о включении участка в перечень участков, подлежащих продаже на аукционе. Месяц-полтора проект будет проходить комиссии Киевсовета, через 14 дней после этого будет включен в повестку дня на голосование и через две недели после голосования по рассылке попадет в Департамент земельных ресурсов КМДА для исполнения! Это два с половиной месяца. При условии выделения средств из бюджета начинается тендерная процедура закупки услуг по разработке проекта землеотвода, независимой оценке, процедуре. Это не менее трех-четырех месяцев. После разрабатывается проект (еще месяц), передается на согласование в Департамент архитектуры и территориальный орган по земельным ресурсам (по закону проект в каждом из них находится по 10 дней, в реальности - до месяца). Итого полтора-три месяца. После этого согласованный проект сдается в Госземкадастр для регистрации земельного участка как объекта правоотношений. Далее проводится оценка (20-30 дней), потом подготовка проекта решения Департаментом земельных ресурсов и вынесение на рассмотрение сессии (это еще полтора месяца в лучшем случае), потом выпуск решения (еще 14 дней). То есть еще три месяца. Подготовка лота к самому аукциону (еще месяц). И только теперь состоятся торги, после чего будет подписан договор купли-продажи и документы о регистрации права собственности. Вот и выходит, что из-за сроков покупатели сразу же разбегаются и скорее купят землю на вторичном рынке, чем на аукционе, тем более что рыночная экспертная цена далеко не низкая и не каждый способен участвовать в таких торгах.
Поэтому он настаивает, чтобы и право аренды земли можно было продавать на открытых торгах.


Старший партнер юридической компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец позитвно оценивает эту инициативу Гройсмана. То, что будут открыты данные кому принадлежат участки, станет, с одной стороны, громадным ударом по коррупции, с другой - значительно упростит саму процедуру реализации земель, а также увеличит поступления в бюджет, поскольку уже не будет "серых" и "черных" схем реализации участков на закрытых торгах за минимальную стоимость в пользу государства. Будут установлены реальные рыночные цены. При этом отметил, что возможно, понадобится внести соответствующие поправки в закон защиты персональных данных, чтобы данный вопрос не был спорным. Но в целом никакого ущерба персональным данным наноситься не будет, как и в случае с реестрами прав на недвижимое имущество.
Если говорить о давлении со стороны государства, административном давлении, то все прекрасно знают, что те лица, которые осуществляют такое давление, и так имеют доступ к этим данным.

Старший юрист, советник юридической фирмы «Василь Кисиль и Партнеры» Наталья Доценко-Белоус отметила, что открытие данных Земельного кадастра в любом случае будет ограничиваться действием Закона Украины "О защите персональных данных", когда информация о том или ином земельном участке максимально обезличена и подана приблизительно по типу публичной кадастровой карты (границы земельного участка, кадастровый номер, форма собственности, назначение, площадь). Частично подобные данные уже открыты. Но у нас такой шаг считат преждевременным, поскольку открытость приемлема и оправданна для цивилизованного общества, чего не скажешь об украинском обществе. В Украине подобная инициатива может привести к многократному росту риска давления на лиц, владеющих активами.
Смысловую нагрузку у этой инициативы она считает слабой и значительно ниже глобальных расходов на разработку и внедрение открытого электронного кадастра и постоянное поддержание целого ряда функций этой системы.

| | | | - | | | | | |