.
О перспективах судостроения в Украине и Николаеве.

О перспективах судостроения в Украине и Николаеве.

mlp / 28.05.2014

Исполнительный директор Smart Maritime Group Василий Федин дал интервью «Украинским новостям».

По его словам, «мировое судостроение переживает тяжелейший кризис за последние 10 лет», «сегодня наблюдается наибольшее с 2004 года падение объема заказов по всем сегментам рынка» и «прогнозы на среднесрочную перспективу, к сожалению, не утешительные».

Падение он объяснил снижением торговой активности, и, как следствие, падением грузоперевозок водным транспортом. Также переизбытком транспортных мощностей после судостроительного бума 2006-2007 г.г. Потребностей в глубоком обновлении флота сегодня нет. При этом отметил, что «потихоньку оживает фрахтовый рынок».

В отношении заказов на Херсонском и Черноморском судостроительных заводах, которые принадлежат судостроительному субхолдингу компании «Смарт-холдинг», Василий Федин рассказал: «Из-за нестабильной политической ситуации в стране сегодня мы сталкиваемся с повальным расторжением ранее заключенных контрактов. Судовладельцы осторожны, поскольку не понимают, что будет происходить в стране в ближайший год. Судостроение бизнес длительных циклов. Он также как и банковский сектор любит тишину. В целом наших заказчиков можно разделить на две группы – постсоветская и западная. Постсоветские заказчики - это те судовладельцы, которые много лет назад переехали из стран бывшего СССР в Европу. Они сейчас живут на Кипре, на Мальте, но менталитет у них остался постсоветский. Такие заказчики сейчас повально аннулируют ранее заключенные контракты. Судовладельцы пристально следят за информацией, поступающей из украинских и российских СМИ, и то, что происходит в стране, не располагает их к принятию решений в нашу пользу. Приведу пример. Совсем недавно к нам должно было зайти на ремонт иностранное судно с российским экипажем. Однако российская команда заявила судовладельцу, что отказывается идти в Украину вплоть до увольнения. И, чтобы сохранить экипаж, судовладелец был вынужден поставить судно на ремонт в доках Турции».

По его словам, в то время как западные политики заявляют о стремлении к более тесному экономическому сотрудничеству, бизнес сегодня предельно осторожен. Западные заказчики, пытаясь получить кредитное финансирование под строительство судов в европейских банках, в большинстве случаев сталкиваются с вежливым отказом. Сегодня контракты и проекты в Украине для западных банков находятся в «черном» списке.

Доля отмененных контрактов в общем объеме заказов очень велика. «И если ситуация не изменится, то на Черноморском и Херсонском заводах через два месяца не будет ни одного контракта. Новых заказов нет. Мы дорабатываем то, что есть, а новые заказы у нас в листе ожиданий. Заказчики говорят, что если ситуация стабилизируется, - они продолжат переговоры, если же нет – есть Турция и Румыния. Там тихо и спокойно», - сказал исполнительный директор.

Он отметил, что украинское судостроение находится в неравных условиях с другими судостроительными странами.
В Украине банковские кредиты - 20-25% годовых, а в Европе - 3-5 %.
Судостроительные предприятия при ввозе оборудования в Украину платят пошлину в среднем 10% и НДС, который теоретически должен быть возмещен государством, но на практике абсолютно не возмещается.
Европейские и турецкие заводы освобождены от уплаты пошлин и НДС имеют ряд преференций по отдельным видам налогообложения (плата за землю и пр.).
Ставит на колени украинских судостроителей коррупция, борьба с которой осуществляется пока декларативно. Государственное давление на бизнес только растет. ЧСЗ только сначала этого кризисного года пережил свыше 30 проверок.
«У нас сегодня нет судовладельцев под украинским флагом. Это факт сам по себе знаковый: в стране, где нет флота, не бывает развитого судостроения», - заявил В. Федин.

В 2013 году падение объемов производства по ХСЗ и ЧСЗ к 2012 году составило 48%. За 9 лет доля отечественные заказов едва достигает 3%. Исключение – это строительство корвета на мощностях Черноморского судостроительного завода.
В конце прошлого года профинансировали, а что будет в этом году - пока не известно. Хотя Минобороны прилагает максимум усилий для организации ритмичного финансирования проекта.

На двух предприятиях сегодня занято свыше 2 тыс. человек. Но есть отток квалифицированных кадров, прежде всего, на российские заводы, где больше ресурса для мотивации персонала.
Усилия направлены на сохранение заводов, поддержание их потенциала и обеспечение их должной загрузкой.
От планов приобретения завода «Океан» отказались.

Инвестор.

| | | | - | | | | | |