.
Приватизация-2014: нужна ли она?

Приватизация-2014: нужна ли она?

mlp / 21.05.2014

Есть основания полагать, что в этом году Украина не будет проводить приватизационную кампанию. Причины очевидны – это до сих пор существующая угроза потери территориальной целостности страны, неугасающая эскалация гражданского насилия и расшатанность вертикали власти, которая в ближайшее время вряд ли сможет гарантировать инвестору защиту его интересов...

Планы, которые никогда не выполнялись

Для Украины продажа объектов государственной собственности всегда была неудовлетворительным источником фондирования бюджета. Планы ФГИ по выручке средств от приватизации никогда не выполнялись в полном объеме.

Так, в 2013 году поступления от приватизации составили 1,48 млрд. гривен при первоначальном плане 10,9 млрд. гривен (из них 719 млн. гривен были получены за счет продажи акций «Донбассэнерго», а 460 млн. гривен - за счет «Волыньоблэнерго»).

«Это связано с тем, что сама продажа есть всегда продукт торга между различными властными группами: одни заинтересованы продавать, другие – нет. То есть эти имущественные споры просто не позволяют проводить приватизацию как некую политику», - отмечает президент Центра экономического развития Александр Пасхавер.

В январе Фонд государственного имущества (ФГИ) опубликовал приказ, в котором был утвержден список из 137 предприятий, подлежащих приватизации в 2014 году. Акцент делался на активы энергетического сектора: планировалось продать 14 пакетов акций облэнерго (в частности, контрольные пакеты — «Николаев-», «Хмельницк-», «Харьков-», «Запорожье-» и «Тернопольоблэнерго»).

Ожидалось, что совокупная продажа данных предприятий принесет в государственную казну более 17 млрд гривен.

Помимо этого, рассматривалась возможность выставить на аукционные торги такие промышленные гиганты как: «Турбоатом» (75,22%), «Азовмаш» (50%) и «Одесский припортовый завод» (ОПЗ) (99,57%).
Однако в феврале произошла деинсталляция высшего политического руководства страны и с тех пор вопрос приватизации находится в подвешенном состоянии.

«В Украине всегда было сложно проводить приватизацию. В период политической турбулентности я слабо себе представляю, как ее можно провести», - говорит директор Центра Мировой Экономики и Международных Отношений НАН Украины Олег Устенко.

Сегодня о приватизации говорят мало, новые власти только концептуально очертили вектор будущего приватизационного процесса.

«Нафтогаз» - это груз. И не просто груз, это - абсолютно и полностью непрозрачное чудовище, которое контролирует огромные денежные потоки, и которое, в сущности, является квазиминистерством финансов. Я поделюсь идеей, которая у меня есть, - приватизировать энергетический сектор на прозрачном аукционе. Все эти компаний, которые являются частью «Нафтогаза». Приватизировать и прекратить эту постоянную коррупцию, которая не прекращается в государственном энергетическом секторе», - сказал в марте премьер-министр Арсений Яценюк .
Экономист Борис Кушнирук предполагает, что Россия вряд ли будет проводить политику экспансионизма в отношении восточных регионов Украины и, следовательно, провести приватизацию можно и в текущем году. Ситуация, которая возникнет после выборов президента, должна прояснить перспективу.

«Многое покажут президентские выборы. Если Россия не решится на прямую внешнюю агрессию (что похоже на правду), то мы получим нестабильный Донбасс, а так как большинство объектов (прежде всего энергетического сектора), которые нужно продавать, находятся в других регионах, думаю, тут появится возможность для приватизации», - отметил он.

Кроме того, в связи с ухудшением отношений с Россией и криминальным преследованием отдельных представителей крупного капитала, скорее всего, изменится список кандидатов, ранее претендовавших купить определенные госактивы.

К примеру, ранее соискателями контрольного пакета «Турбоатома» назывались российский «Росатом» и бизнесмен Константин Григоришин. На ОПЗ претендовали Дмитрий Фирташ и аффилиаты «Газпрома».

Неизвестно, как будут развиваться отношения неравнодушного к энергосектору Рината Ахметова с новым руководством страны после президентским выборов, и какие преференции от государства получат крупные предприниматели, выступающие политическими союзниками действующего правительства.

Быть или не быть реприватизации

В марте прошел слух о том, что ФГИ могут ликвидировать, а вместо него на базе Министерства экономики будет создано Агентство по управлению государственным имуществом. Одновременно с этим цифры в плане на 2014 год будут пересмотрены в сторону более реалистичных показателей и, возможно, будет поднят вопрос о реприватизации объектов, ушедших с молотка во время президентства Виктора Януковича . То есть не исключается серия корпоративно мотивированных реприватизаций, под лозунгом ликвидации последствий преступного режима прежних властей.
По мнению Б. Кушнирука, реприватизация всегда активизирует коррупцию.

«Когда возникает вопрос о реприватизации, то сразу появляются желающие поиграть в игру, кто будет наказан, а кто нет; и это будет зависеть от группы чиновников и политиков, которые смогут на этом неплохо заработать, так как вопрос будет поставлен на поток с точки зрения взяток. То есть реприватизация ничего кроме коррупции не порождает», - отмечает он.

Экономист говорит, что покупка актива по заниженной цене выступает главной причиной для запуска процесса реприватизации.

«Целесообразней принять закон о проведении переоценки проданных активов и обязать собственника доплатить недостающую сумму государству в течение, например, 5 лет. Если же инвестор отказываются это сделать, тогда можно поднимать вопрос о возвращении этих активов в госсобственность», - подчеркивает он.

Источник: domik.ua

| | | | - | | | | | |