.
Почему «Велмарт» сменил «Велику кишеню» в Николаеве.

Почему «Велмарт» сменил «Велику кишеню» в Николаеве.

mlp / 13.02.2014

Ответил «Forbes».

«Велмарты» киевского ритейлера, владельца компании «Ритейл Групп» Романа Лунина впервые появились в 2010 году. До этого он почти 12 лет развивал супермаркеты «Велика кишеня». Кризис 2008 го заставил бизнесмена переделать свои магазины. Сеть стала мультиформатной, и ее показатели превысили докризисные.

Физик из Новосибирска Лунин в 1994 году с семьей переехал в Киев. Сегодня 49-летний Лунин с состоянием $300 млн. занимает 33-е место в рейтинге Forbes.

27 апреля 2000 года на месте бывшего цеха завода открыли первый в Киеве супермаркет «Велика Кишеня» и быстро стал популярным.
За 2002 - 2004 год в Киеве появилось 10 «Кишень». Долгое время «Велика Кишеня» считалась супермаркетом для состоятельных людей. Первый региональный супермаркет «Велика Кишеня» появился в Харькове в 2004 году.

В 2007 году «Великой Кишеней» заинтересовалась «Альфа-Групп» российского миллиардера Михаила Фридмана. Лунину предложили за сеть более $700 млн., но он отказался, оценив компанию в $1 млрд.

Компания активно пошла в регионы. В середине 2000 х многие девелоперы, решив, что лучше «быть первым на периферии, чем последним в столице», ринулись в областные города так называемого третьего эшелона, объясняет директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании Colliers International в Украине Наталья Кравец.
Лунин открыл ТРЦ в Бердянске, Черкассах, Полтаве, Черновцах, Ровно и Николаеве.
Стратегия была простой. В областных центрах покупались промышленные объекты, и после реконструкции там размещался большой магазин, который привлекал покупателей. Доход приносил не только супермаркет, но и сданные в аренду дополнительные площади.

Но то, что было красиво на бумаге, работало не всегда. Покупательская способность в небольших городах гораздо ниже, чем в миллионниках. Такой же низкой была и лояльность к брендам. Люди ходили в основном на рынки.


С кризисом – как с войной: предчувствие есть у всех, но по настоящему к ней никто не готов. Так описывает Лунин ситуацию, с которой столкнулся весь украинский бизнес в 2009 м. Возврат заемных средств осложнила резкая девальвация гривны. Многие компании пытались без лишнего шума реструктуризировать свои обязательства по облигациям. «Фуршет» реструктуризировал долг на 150 млн. гривен, а «Амстор» – на 50 млн. гривен. Договариваться пришлось и Лунину. Компания задолжала банкам свыше 500 млн гривен. Во время разбирательств с кредиторами Лунин затормозил развитие сети и закрыл несколько убыточных точек.

Именно кризис заставил «Велику Кишеню» измениться. В 2010 году Лунин начал реформы. Крупные магазины стали гипермаркетами дискаунтерами «Велмарт» с расширенным ассортиментом. Лунин говорит, что название «Велмарт» было образовано из двух слов: «великий» и «маркет». Их у сети на сегодняшний день 13.
Если в 2010 м товарооборот «Ритейл Групп» составил 4,8 млрд гривен, то через три года он превысил 6 млрд гривен. Количество магазинов увеличилось почти на треть – до 81.

В 2013 году Лунин первым из украинских ритейлеров оборудовал магазины кассами самообслуживания. Покупатель может самостоятельно отсканировать штрихкод товара и тут же оплатить его банковской картой.
В 2014 м терминалы начнут выдавать сдачу. Лунин продолжает экспериментировать.

Инвестор.

| | | | - | | | | | |