.
17 миллиардов от приватизации энергообъектов реальность или миф?

17 миллиардов от приватизации энергообъектов реальность или миф?

mlp / 02.02.2014

Как называется действие и его результат, если при запланированных поступлениях от приватизации государственного имущества - энергетических объектов на 10,9 млрд. грн. - собирают менее 1,5 млрд грн? Причем почти половина этой суммы - от продажи "Донбассэнерго" перекупщику?
Правильно, называется это "перевыполнением плана" и завершается принятием новых, повышенных обязательств.

Видимо, именно такой логикой руководствовались депутаты, заложив в Государственный бюджет 2014 г. в виде доходов от приватизации энергообъектов целых 17 млрд грн. В реальность этой цифры не верит никто. Но… выглядит красиво, а главное, "снижает" номинальный уровень дефицита бюджета. Более того, прозвучала "хотелка" и о 18–19 млрд грн от приватизации государственного имущества.

Существенный акцент делается на энергетику — в этой отрасли намечено продать аж 14 пакетов акций облэнерго. В пяти облэнерго продаются контрольные пакеты — "Николаев-", "Хмельницк-", "Харьков-", "Запорожье-" и "Тернопольоблэнерго". В прошлом году львиную долю поступлений от продаж обеспечили всего два объекта энергетической отрасли - "Донбассэнерго" (0,72 млрд грн) и проданное "под елочку" структурам, дружественным Юрию Бойко, "Волыньоблэнерго" за 0,46 млрд грн.

На продажу в 2014 г. выставлены и остававшиеся у государства блокирующие пакеты "Донецкоблэнерго", "Винницаоблэнерго", "Закарпатьеоблэнерго", "Одессаоблэнерго", "Сумыоблэнерго", "Черновцыоблэнерго" и ДТЭКовское "Крымэнерго". Помните, как совсем недавно чиновники увлечено вещали, что эти госпакеты акций обеспечат мощное влияние и контроль над компаниями?
Хотя только ленивый эксперт не писал, что реальная цель до смешного прозаична — снизить стоимость этих госпакетов. Двухстадийная продажа предприятий просто выгодна нашим бизнесменам. Два небольших пакета почему-то стоят дешевле, чем один большой. Да и инвестиционные обязательства ко второму приватизируемому пакету обычно околонулевые. Выходит, скептики, увы, снова оказались правы…

К слову, о влиянии государства. В феврале на продажу выставят и 46-процентный пакет "Черкассыоблэнерго". Договориться о продаже еще и 25% акций, принадлежащих УкрЭСКО (формально государственному на 99,7%), похоже, пока не судьба. 0,3% частных акционеров успешно срывают такие попытки уже лет десять… Заодно будет любопытно посмотреть, как (и кому) будет продаваться контрольный пакет "Тернопольоблэнерго". Государство не может провести там собрание акционеров уже при третьем президенте Украины — с 1999 г.

В анонсированных ФГИУ планах на 2014 г. присутствуют практически все остатки госакций обл- и горгазов. Целых 40 штук. Девять ключевых бизнес-групп Украины традиционно являются основными покупателями активов, прежде всего государственных. Хотя начали подтягиваться и игроки поменьше. Те же дружественные Юрию Бойко структуры, которые в декабре 2013 г. приобрели волынскую энергокомпанию, ранее выкупили Харьковскую ТЭЦ-5.

В феврале на конкурс выставят 92,75% "Сумыхимпром" и рассчитывают объявить конкурс по продаже 60% "Харьковоблэнерго" (одновременно 5% продадут на бирже).

В марте выставят "Хмельницк-" и "Николаевоблэнерго", в мае планируют продажу "Запорожьеоблэнерго". А вот продажу "скандального" пакета в 50% акций "Тернопольоблэнерго" оттягивают на сентябрь.

А вот зарубежных участников торгов за пакеты акций энергокомпаний нет и пока не предвидится. Западным инвесторам (на фоне панически выходящих из Украины их банковских структур) такие "сомнительные покупки" не интересны. Россиян в прошлом году не пускали. В 2015–2016 гг. (когда надо будет рассчитываться за путинский кредит) положение может измениться. Но это будет уже другая и, скорее всего, долговая история.

По материалам uaenergy.com.ua

| | | | - | | | | | |