.
Ограничение наличных расчетов не за горами: Что изменится для украинцев?

Ограничение наличных расчетов не за горами: Что изменится для украинцев?

mlp / 09.08.2013

С 1 сентября вступает в силу введенное в начале июня Нацбанком Украины ограничение на суммы наличных расчетов граждан — не более 150 тыс. грн.

Даже не начав формально действовать, нововведение уже оказало заметное влияние на экономическую жизнь страны, ведь тысячи украинцев заторопились совершить дорогостоящие покупки до наступления знаменательной даты. Как результат — рынок недвижимости в последние время несколько активизировался.

В сентябре, если физлица соберутся заключить между собой договор купли-продажи, подлежащий нотариальному заверению, то смогут рассчитаться по нему наличными в размере не более 150 тыс. грн.
Как быть с расчетами на большие суммы? Совершить их можно, перечислив или внеся деньги на текущий счет в банке. Таким счетом может быть и депозит нотариуса (в частности, при покупке жилья). Правда, расчеты можно производить только в нацвалюте.

Аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь отметил, что ограничение, установленное Нацбанком, станет препятствием только для тех, кто покупает недвижимость, автомобили, драгоценности, яхты и самолеты.
Реального влияния на ежедневные денежные решения граждан оно не окажет.
Мы бы рекомендовали со здоровым скепсисом отнестись к разным хитрым способам обойти ситуацию. Так, многие советуют разбить один большой платеж на несколько поменьше. Но даже если в формулировках постановления НБУ и есть некоторые лазейки, вдохновляющие на подобные эксперименты, то где гарантия того, что налоговики и другие проверяющие инстанции не сумеют обеспечить удобную для себя трактовку ваших действий.

И хотя в нынешнем виде инициатива НБУ в самом деле коснется лишь некоторых рынков, но специалисты видят в ней только первый шаг на светлом пути отлучения населения от наличных денег.
«Основная цель НБУ — ввести ограничение, а потом постепенно уменьшать сумму для того, чтобы увеличить количество безналичных платежей, — считает Александр Жолудь. — Это увеличит контроль над денежными средствами и выведет их из тени. Планка может постепенно опуститься до, например, 50 тысяч гривен».
Ограничение Нацбанка ассоциируется с настойчивыми призывами ограничить оборот наличных со стороны международной организации по борьбе с отмыванием денег (FATF). FATF обычно предлагает устанавливать граничную сумму на уровне 8 тыс. евро. Из чего некоторые аналитики делают вывод, что Нацбанк рано или поздно опустит планку до 80 тысяч гривен.
Чем меньше сумма ограничения, тем больше денег будет перекачиваться через банковскую систему, добавляя ей доходов. Оглашая свое решение об ограничении наличных расчетов, представители НБУ объясняли, что его цель — не только детенизация экономики, но и ее стимулирование. Ведь получив больше средств в свое распоряжение, банкиры станут активнее кредитовать отечественный бизнес.

Весной в России по инициативе Минфина обнародовали идею: с 1 января 2014 г. ограничить наличные платежи суммой в 600 тыс. руб. (150 тыс. грн). В ответ — вал критических выступлений и публикаций; даже глава Центробанка выразил свое скептическое отношение к такой норме. В итоге правительство отказалось от введения лимитов. Главные мотивы критиков — неконституционность ограничения и ущемление прав граждан. У нас же об этом аспекте как-то забыли.

Действительно, почему нам навязывают неудобные и невыгодные формы расчетов?
Ведь украинцам, как минимум, придется платить за банковские услуги. А комиссия за перечисление средств может составлять 1—2%, и даже больше. Правда, как указывает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, уже сейчас есть банки со щадящими тарифами для клиентов. Так, в одном из банков можно отправить любую крупную сумму за фиксированные 400 грн. «Думаю, в сентябре таких предложений станет больше», — говорит экономист.
Крупным розничным банкам выгодно поощрять потребителей: глядишь, он еще и депозит откроет или кредит возьмет.
Еще один важный аспект — нежелание многих украинцев показывать свои траты и доходы. В июне замглавы Нацбанка Вера Рычаковская заверила, что слежка за нашими доходами — не цель нововведения. И мы по закону не обязаны объяснять происхождение денег, тем более информация о крупных сделках все равно осядет в госорганах, и налоговики при желании могут до нее добраться. Но теперь задача контролировать наши доходы для Миндоходов значительно упростится.
По мнению Рубанова, это приведет к нежеланию многих потенциальных покупателей жилья заключать сделки. Что еще более ухудшит ситуацию на рынке недвижимости. Впрочем, Жолудь считает, что спад на рынке будет только в первое время.
«Естественно, в сентябре будет масса притирок. Не все нотариусы захотят оформлять сделки, не все смогут. Месяц уйдет на раскачку, — говорит Александр Охрименко. — Но уже в октябре все будет работать как часы».

По материалам «Обозреватель».

| | | | - | | | | | |