.
Главное управление Госземагентства в Николаевской области напомнило об изменении целевого назначения земли.

Главное управление Госземагентства в Николаевской области напомнило об изменении целевого назначения земли.

mlp / 19.03.2013

Целевое назначение земельного участка, отнесенного к определенной категории земель, играет важную роль в осуществлении лицом своих прав на этот участок и в соблюдении предусмотренных земельным законодательством обязанностей. Статьей 19 Земельного кодекса определяется исчерпывающий перечень категорий земель по целевому назначению.

Например, решением городского совета земельный участок передан в частную собственность для строительства спортивного комплекса, указано в государственном акте на право частной собственности на земельный участок, но через некоторое время собственник земельного участка принимает решение о разрушении спортивного комплекса и строит на этом месте развлекательный комплекс. В этом случае нарушение земельного законодательства относительно нецелевого использования земельного участка отсутствует, поскольку земельный участок используется в пределах той же категории в пределах которой она предоставлена, а именно, как земля жилой и общественной застройки.

На практике не следует забывать, что несмотря на то, что функции установления целевого назначения земельных участков относятся законом к функциям органов власти, все же определенные права относительно установления целевого назначения предоставлены и гражданам и юридическим лицам, то есть они имеют право инициировать изменение целевого назначения участков, которые находятся в их собственности. Такой порядок изменения целевого назначения земельных участков по инициативе граждан и юридических лиц даже установлен постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц» от 11 апреля 2002 года.

Изменение целевого назначения земельного участка проводится на основании заявления ее владельца в сельский, поселковый, городской совет, если земельный участок расположен в пределах населенного пункта, или в районную государственной администрации, если земельный участок расположен за пределами населенного пункта.
К заявлению (ходатайству) владелец добавляет следующие документы:
копию государственного акта на право собственности на земельный участок;
гражданин - собственник земельного участка - копию паспорта (серия, номер паспорта, когда и кем выдан, местожительство), юридическое лицо - собственник земельного участка - копию устава (положения) и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
справку из районного отдела земельных ресурсов и из районного отдела архитектуры и строительства об установлении ограничения (обременения) на использование земельного участка и земельные сервитуты;
обоснование необходимости изменения целевого назначения земельного участка.

Однако есть одно «но»: проект землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка, целевое назначение которого изменяется, обязательно согласовывается с органом градостроительства и архитектуры. А этот орган, согласовывая документацию по землеустройству, руководствуется градостроительной документацией - и в случае, если место расположения того или иного объекта недвижимого имущества ей не соответствует, он вправе отказать в согласовании такого проекта.

Это подтверждается принятым законом «О регулировании градостроительной деятельности». Статья 24 этого закона гласит, что изменение целевого назначения земельного участка, которое не соответствует плану зонирования территории и детальному плану территории, запрещается Земельным кодексом Украины.
В соответствии с правовыми нормами Земельного кодекса, в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства может быть отказано в случае, если место расположения земельного участка не соответствует генеральному плану населенного пункта, другой градостроительной документации, схеме землеустройства и технико-экономических обоснований, использования и охраны земель административно- территориальных образований, проектов землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
Поэтому разрабатывать и представлять градостроительное обоснование или детальный план территории в орган исполнительной власти или местного самоуправления, который принимает решение об изменении целевого назначения, не нужно.
Однако для того, чтобы это решение получило согласование со стороны органа градостроительства и архитектуры, разработанная землеустроительная документация не должна противоречить уже существующей градостроительной документации.

| | | | - | | | | | |