.
Если у каждого свой закон.

Если у каждого свой закон.

mlp / 14.11.2012

При участии главы облгосадминистрации Н. Круглова и городского головы В. Чайки в здании горсовета 3 октября открыли Центр предоставления административных услуг.
Гидом выступил начальник отдела разрешительных процедур А. Яковлев. Он рассказал, что в Центре работает система электронной очереди, которая позволит распределять рабочее время администраторов, в холле установлен терминал с образцами необходимых документов, работает специалист, который поможет посетителю сориентироваться. Работу Центра обеспечивают около 50 специалистов из 32 городских и областных служб. Через месяц пообещали, что заработает сайт Центра, на котором можно будет узнать, где находится заявление, на какой стадии решения. Также обещали предоставить возможность получить любую справку социального характера. Создание Центра предоставления административных услуг обошлось городскому бюджету в 850 тыс. гривен.

Тогда Николай Петрович отметил, что сбылась голубая мечта: борьбу с коррупцией победили. По его словам, теперь чиновник не может положить письмо под стол и ждать, когда к нему придут. Отныне документы принимает и передает в необходимую службу администратор, он же контролирует, чтобы чиновник в срок дал ответ заявителю. Получается, что коррупционная цепочка разрывается.
Как оказалось на практике, для победы над коррупцией недостаточно построить современное здание, даже оснастив его современной техникой и рассадив по рабочим местам служащих.
Чтобы Центр смог эффективно работать, А. Яковлев и В. Ветров организовали ряд рабочих совещаний при участии чиновников горисполкома, представителей отраслевых советов предпринимателей и прессы. И, как выяснилось, не все чиновники хотят работать открыто, в присутствии прессы.
Первое совещание посвятили усовершенствованию разрешительных процедур в земельной сфере. Как отметил Андрей Владимирович, оценивать работу центра предстоит не по затраченным средствам на строительство и не по штатной численности, а по результатам работы в интересах предпринимателей города.
Следует напомнить, что Центр - это своего рода диспетчерский пункт, который обязан контролировать соблюдение законодательства при предоставлении административных услуг. Администратор должен принять определенный пакет документов и передать их в соответствующие структуры, которые в установленные законодательством сроки должны дать ответ. Если их нарушили, то госадминистраторы составляют протокол о нарушении и затем разбираются.
Сегодня Центр есть, администраторы есть, а загвоздка в порядке действий, т.е. регламенте прохождения документов для предоставления в собственность, постоянное пользование и аренду земельных участков. На совещание вынесли проект решения горисполкома «О внесении изменений и дополнений в решение Николаевского городского совета от 23.03.12 № 211 «Об утверждении Порядка взаимодействия государственного администратора и местных разрешительных органов относительно рассмотрения заявлений субъектов хозяйствования на получение документа разрешительного характера - решение городского совета о передаче в собственность, предоставлении в постоянное пользование и аренду (продление срока аренды) земельных участков».
Оно предполагало предоставление предпринимателем 19 документов для решения земельного вопроса. Такое количество поставил под сомнение член горисполкома Ю. Соловей и предложил 5 требуемых документов исключить, обосновав их практикой и нормативной базой.
В. Ветров и Е. Герасимчук предложили оставить в Порядке только то, что определено законом.
Работники горисполкома отстаивали свои требования, ссылаясь на практику, как отметил начальник отдела учета и контроля объектов градостроительства А. Нефедов.
Начальник управления земельных ресурсов А. Мороз напомнил, что в земельных вопросах бывают ситуации, когда закон предусматривает, а подзаконные акты не разработаны, как это имеет место с законом «О землеустройстве» (принят в 2003 году, а подзаконные акты до сегодняшнего дня не разработаны министерствами и управлениями). В итоге имеем клубок законодательных противоречий.
Подводя итоги обсуждения, А. Яковлев предложил доработать проект решения совместно с руководством управления архитектуры и земельного управления.
На втором совещании обсудили вопросы, регулирующие деятельность в сфере наружной рекламы. Представители рекламного рынка подвергли критике проект решения горисполкома «Об утверждении градостроительных требований по размещению рекламных конструкций в г. Николаеве», который нарушает ряд Законов, и обратились к мэру с просьбой не допустить его принятия. (26 октября горисполком утвердил требования - ред.).
Следующее совещание посвятили Порядку размещения временных сооружений в городе Николаеве.
А. Яковлев напомнил, что по временным сооружениям «слышим достаточно критики от предпринимателей». К тому же на августовской сессии был рассмотрен протест прокуратуры относительно легитимности размещения выносной торговли решением горисполкома, хотя это дискуссионный вопрос.
В. Ветров сказал: «Ситуация с временными сооружениями достаточно неопределенная. В разных регионах свои правила… Должна быть четкая процедура, прописанная на государственном уровне. Но сегодня ситуация та, которая есть». По его мнению, необходимо четко определить случаи отказа выдачи разрешения на размещение временных сооружений то ли горисполкомом, то ли сессией горсовета. «Просто переносов быть не должно», - заметил Валерий Евгеньевич.
Затем высказался начальник управления градостроительства и архитектуры А. Бондарь, хотя его мнение и не изменилось: временных сооружений не должно быть. Размещать их на переходах, тротуарах - «это просто позор для нашего города в 21 веке».
Однако в Николаеве все-таки разрабатываются схемы для размещения торговых павильонов, но не переносных сооружений, поскольку «это невозможно вообще». Это делает ОДО «Николаевский ГИПРОГРАД». Затем схемы «обсуждаются общественностью, и по возможности вносятся коррективы».
Главный архитектор города акцентировал внимание на том, что «схема - это не индульгенция». В Николаеве необходимы радикальные меры. Если в Киеве ежемесячно демонтируют порядка 300 сооружений, то у нас было бы хорошо, если бы демонтировали 60. Райадминистрации должны осваивать выделенные в городском бюджете средства для демонтажа.
Александр Викторович сказал: «Выносная торговля в том облике, в котором она есть на улицах и площадях нашего города, - это просто позор». Причем это не только его личное мнение, а и отзывы о нашем городе. Он напомнил, что к выносной торговле «никакие государственные строительные нормы не приемлемы», но управление архитектуры не может отказать, поскольку есть закон о разрешительной системе. «Мы постоянно находимся между молотом и наковальней», - подчеркнул главный архитектор.
А. Мороз считает, что решения о размещении временных сооружений должны выноситься на сессию горсовета, поскольку закон определяет, что все земельные вопросы находятся «исключительно в полномочиях пленарного заседания сессии городского совета и ничего другого быть не может».
А. Яковлев отметил, что запрет скажется на пополнении городского бюджета.
Ему ответили: «Получают те, кто помогает незаконной торговле».
В отношении выносной торговли мнение высказал и отдел торговли. Начальник отдела Ю. Переродов сказал, что «к нам сейчас никто не приходит. Админуслуги не предоставляем».
«Мы платим налоги как положено, и нам никаких разрешений не надо», - считают предприниматели. Торговать желают там, где им удобно. Поэтому все, что принимается городской властью, будет восприниматься в штыки.
Тем более предприниматели уже ощутили на себе путь заключения сервитутов.
А. Яковлев сказал, что все предложения будут проработаны таким образом, чтобы Порядок размещения временных сооружений работал и «чтобы не возникало вопросов и претензий ни к администраторам, ни к депутатскому корпусу, чтобы нашли какой-то компромисс».
На следующем совещании выяснилось, что толстовское «Хождение по мукам» - просто шалости в сравнении с договором аренды коммунальной собственности. Все кроется в действующем Порядке заключения договоров аренды имущества, находящегося в коммунальной собственности Николаевского горсовета.
А. Яковлев напомнил работникам управления по использованию и развитию коммунальной собственности, что предоставление в аренду коммунального имущества уже не разрешительная, а административная услуга, которая должна осуществляться через Центр. Теперь работникам управления предстоит собирать документы, которые уже есть в горисполкоме на предпринимателей. Для этого существует регистрационная палата, управление статистики.
Начальник отдела договорных отношений Т. Дмитрова сказала, что новшества потребуют внести коррективы в действующие документы управления. А В. Ветров добавил, что все документы предстоит привести в соответствие с законом «Об административных услугах».
На этом совещании предприниматели посетовали, что, арендуя коммунальную собственность, они вкладывают деньги в помещение, оборудование, а когда приходит время продлевать срок договора аренды, то им выдвигаются «какие-то дополнительные условия».
«Сегодня на заключение договора аренды влияет депутатский корпус», - сказала Татьяна Александровна. Все вопросы проходят через депутатскую комиссию, и предпринимателям приходится ждать: «кому - неделю, кому - две, а кому - две месяца, а кому - вывод комиссии «недоцільно». (Инициатором депутатского контроля был «ветеран» этой комиссии И. Копейка - ред.). «Ни одного договора без их согласования, согласно нашему Положению, я перезаключить не имею права», - сказала она.
Решение о передаче коммунального имущества в аренду окончательно принимается на заседании комиссии управления. Но в ней два работника коммунального управления и пять депутатов горсовета.
За три месяца до завершения срока аренды управление дает депутатской комиссии перечень договоров, которые заканчиваются. Они берут это на изучение. А затем «начинают объезд по городу, общение с арендаторами».
Однако прокуратура спрашивает не с депутатской комиссии, а с управления.
Сегодня депутатскую комиссию возглавляет А. Баев. Предприниматели говорят, что политику комиссии определяет не он.
Процесс вмешательства в работу управления знает мэр, секретарь горсовета, которые могли бы повлиять на комиссию. Но ничего не меняется. Значит, и не они определяют политику депутатской комиссии.
Аренда коммунального имущества может заключаться на 5 лет, и при соблюдении всех условий договора арендаторы могли бы без проблем продлевать этот договор. Но такой договор предполагает подготовку полного пакета документов для нотариального заверения. Предстоит изготовление технического паспорта помещения (около 1500 гривен), нотариальные услуги (около 1000 гривен), дополнительные затраты в размере 500 гривен, два исполкома и другие требования. Поэтому, как правило, предприниматели заключают договор на 3 года, без 1 дня или 1 месяца.
В. Ветров предложил внести в Порядок перечень, в котором указать, когда можно отказать в аренде.
А. Яковлев предложил предпринимателям дать свои предложения по совершенствованию Порядка и Положения об управлении.
Работе Центра уделил внимание городской голова В. Чайка, проведя совещание со своими заместителями, представителями городских отделов и управлений по реализации Закона Украины «Об административных услугах».
Перед этим он посетил Центр административных услуг и увидел: «нет никого, люди стоят к одному администратору». Обращаясь к служащим горисполкома, Владимир Дмитриевич сказал: «Я не хотел бы, чтобы у каждого из вас на столе находился пакет с указаниями главы облгосадминистрации. Самое главное, что обвинения, которые есть, имеют основания».
Действительно, основания кроются в Законе «Об административных услугах», который вступил в силу 7 октября.
На совещании мэр сделал два вывода. Первый - без поручений конкретным лицам этот центр не выполняет своего назначения. Второй - чем меньше предприниматель будет общаться с чиновником, тем спокойнее будет чувствовать.
Мэр обязал всех чиновников изучить данный закон.
Однако даже знание чиновниками закона не может сегодня гарантировать эффективной работы Центра в том виде, как это определяет закон.
Во-первых, есть ряд противоречий между Законом Украины «Об административных услугах» и другими законами. Например, мэр обратил внимание, что сотрудники центра должны работать 6 дней в неделю, 7 часов в день и без перерыва на обед, а 2 дня услуги предоставлять до 20:00. Это не стыкуется с Законом «О труде», а вводить дополнительные штатные единицы накладно для городского бюджета.
Во-вторых, нет четкой трактовки того, что считать административными услугами. Заместитель мэра М. Сапожникова поинтересовалась у начальника государственных администраторов, является ли назначение пенсий, субвенций таковыми.
Ответа не последовало.
Начальник отдела юридического обеспечения департамента ЖКХ Л. Зайцева сказала, что Минрегион и Минюст до сих пор не ответил на письменное обращение, что считать админуслугами в жилищно-коммунальных службах. А ведь с 1 января 2013 года ЖЭКи обязаны прекратить выдачу всех справок.
Начальник департамента труда и социальной защиты С. Бондаренко сказал, что в его ведомстве руководствуются законом об оказании социальных услуг.
В-третьих, требования по подготовке технологической карты административной услуги должен определить Кабмин. Но он еще не определил. А. Яковлев сказал, что карты будут корректироваться.
В-четвертых, идет реорганизация контролирующих структур. Например, инспекции СЭС просуществуют до 20 декабря текущего года. На смену придет другая структура, но пока неизвестно, какая именно.
Этот перечень вопросов чиновники могли бы продолжить.
В. Ветров предложил внимательно изучить закон и дать свои вопросы и предложения в письменном виде. Он надеется, что в ходе его поездок в Киев можно будет согласовать существующие нестыковки. При этом обратил внимание чиновников горисполкома, что закон принят, и контроль за его исполнением будет достаточно серьезным.
Позже сообщили, что Минэкономразвития разработало изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Планируется за нарушение сроков предоставления админуслуг, отказ в их предоставлении без юридических оснований, требование платы за админуслугу, которая не предусмотрена законом, штрафовать в размере от 30 до 50 необлагаемых минимумов.
Теперь читатель вправе сделать собственные выводы о работе Центра предоставления административных услуг.

Ю. Щетинин

| | | | - | | | | | |