.
Реформа в предоставлении административных услуг или поединок с украинской бюрократией.

Реформа в предоставлении административных услуг или поединок с украинской бюрократией.

mlp / 07.11.2012

Разрешительная система в Украине превратилась в индустрию вымогательств и поборов, поддерживаемых многочисленной армией чиновников, депутатов и посредников, финансово заинтересованных в ее существовании. Почему же затянулось реформирование данной сферы и что нужно для успешной реализации нового закона об административных услугах читайте далее.

Попытки реформирования длятся уже 12 лет

Главной целью проведения реформы в предоставлении административных услуг, в том числе принятие нового Закона Украины «Об административных услугах», который вступил в силу 7 октября, является направление деятельности органов исполнительной власти на реализацию интересов населения и бизнеса в стране. Результатом ее проведения должно стать повышение качества административных услуг, оптимизация функций органов власти, ликвидация возможностей для коррупции.

На данный момент, как и за годы укоренившейся негативной практики, разрешительная система остается одним из основных барьеров для бизнеса: многочисленные нарушения, взятки, а главное - невинные жертвы несовершенной системы. Необходимость кардинальных изменений в данной сфере была очевидна, пожалуй, еще со времен получения Украиной статуса независимого государства.

Итак, начало проведения реформ в предоставлении административных услуг было положено в 2001 году. Николаевский эксперимент по объединению представителей разрешительных служб в одном месте был поддержан на всеукраинском бизнес форуме бывшим Президентом Украины Леонидом Кучмой и в обиход влилось выражение: принцип «одного окна».

Распространившаяся практика во многих регионах по созданию разрешительных центров, при поддержке американского проекта USAID, привела к принятию в 2005 году специального Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». Он определил организационные основы функционирования разрешительной системы, порядок деятельности разрешительных органов и государственных администраторов.

Кто виноват?

Почему же не удалось реализовать его нормы на практике? К основным причинам необходимо отнести формальное выполнение Закона и даже сопротивление многих представителей центральных и местных органов власти. Ведь новые порядки ущемляли выгоду многих чиновников, которые прочувствовали собственным кошельком всевозможные доступные прежде законодательные ниши для манипуляций.

Не могла не отразиться на замедлении проведения разрешительной реформы в Украине и ликвидация специально уполномоченного органа Госкомпредпринимательства Украины в 2010 году, которое было востановлено лишь в начале 2012 года. Прекращение деятельности его представительств в регионах, лишило консультационно-методологической поддержки государственных администраторов и представителей разрешительных органов. Отсутствие соответствующего контроля за деятельностью разрешительных центров привело к их невысокой эффективности и, как следствие, к разочарованию представителей бизнеса на местах.

Серьезным препятствием оказалась и многолетняя практика выдачи всевозможных разрешений и согласований разрешительными органами местного самоуправления. Предоставление права местным органам власти самим устанавливать процедуры выдачи отдельных разрешительных документов привела к существованию в городах Украины разных требований к выдаче разрешений и согласований, зачастую несоответствующих действующему законодательству, что создало крайне благоприятную среду для своеволия чиновников и коррупции.

Возможность принятия решений коллегиально на сессиях, заседаниях исполкомов или комиссий о предоставлении какого-либо права заявителям, фактически нейтрализовало норму Закона «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», которая предполагает ответственность конкретного должностного лица в случае нарушения процедур, сроков или необоснованного отказа в выдаче разрешений.

Украине следует учиться у Грузии как проводить реформы

За 12 лет изменения бюрократических процедур можно наблюдать как достижения реформы в разрешительной системе, так и на ее недостатки:

К достижениям проведения разрешительной реформы можно отнести:
- формирование национальной нормативно правовой базы, определяющей основные правовые и организационные принципы формирования разрешительной системы, порядок деятельности разрешительных органов и администраторов;
- создание института администраторов во всех регионах Украины, который должен обеспечить проведение реформ в разрешительной системе в каждом городе и районе страны;
- поэтапную эволюцию и совершенствование разрешительных центров, создание которых вынудило представителей органов власти реформировать и перестраивать порядки выдачи разрешительных документов.

К недостаткам, которые не дают возможости эффективно упорядочить и упростить бюрократические процедуры в Украине, относятся:
- отсутствие принятых на центральном уровне единых процедур, четко определяющих порядок выдачи и аннулирования разрешительных документов для каждого вида предпринимательской деятельности;
- неспособность института государственных администраторов на сегодняшний день стать независимым инструментом, обеспечивающим контроль за проведением разрешительных процедур разрешительными органами в строгом соответствии с законодательством.
- продолжение практики выдачи разрешительных документов разрешительными органами вне разрешительных центров.

Успешный опыт проведения реформ в данной сфере Украина могла бы позаимствовать у Грузии. К примеру, создание Домов юстиции, которые предоставляют широкий спектр административных услуг. Залог же общей эффективности реформирования наших соседей заключается в умении создания определенных правовых рамок для субъектов властных полномочий, введения практики проведения тендеров в режиме он-лайн, а также замена более 90 % старого административного аппарата на управленцев новой формации, которые прошли стажировку в экономически прогрессивных странах.

Чего ожидать и что делать?

Новый Закон Украины «Об административных услугах» расширил спектр реформирования административных услуг не только для субъектов хозяйствования, но и для простых граждан. Революционной нормой Закона стал запрет для субъектов предоставления административных услуг требовать документы или информацию у заявителей, если она находиться в архивах или реестрах государственных органов.

Учитывая все перечисленные выше сложности, которые возникли при реализации реформы в разрешительной системе, обеспечение выполнения новых норм на центральном и местном уровне является сложной задачей. Успешность внедрения Закона во многом будет зависеть от скоординированной работы центральных и местных органов власти, оперативного внесения изменений в соответствующие нормативные акты, организации системы контроля за соблюдением его норм, а также регулярного анализа реализации в регионах с целью дальнейшего совершенствования разрешительной системы.

К основным организационным мерам, которые способствовали бы эффективному внедрению реформ в предоставлении административных услуг, следует отнести:

Первое: принятие на центральном уровне единых для всех регионов Украины порядков, четко определяющих подробные процедуры получения разрешительных документов для всех видов предпринимательской деятельности, и предоставления административных услуг заявителям.

Второе: приведение в соответствие норм Закона «О местном самоуправлении» в Украине, определяющих предоставление какого-либо права заявителям, с требованиями норм Законов Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» и «Об административных услугах».

Третье: совершенствование института государственных администраторов, уменьшение их зависимости от местных органов власти, повышение их статуса с целью обеспечения надлежащего контроля за органами, предоставляющими административные услуги.

Четвертое: возложение на государственных администраторов функций кодирования индивидуальной информации, касающейся заявителей, и передачи субъектам предоставления административных услуг обезличенной информации с целью предотвращения коррупционных отношений.

Пятое: создание специального «штаба» на центральном уровне из представителей соответствующих отраслевых ведомств. Основной задачей его должно быть оказание методической консультационной помощи местным органам власти, оперативное внесение изменений в законодательство, анализ эффективности реформирования административных услуг в регионах с целью совершенствования Закона Украины «О административных услугах».

Только последовательная и системная реализация предложенных мер позволит обеспечить качественную реализацию административных услуг в нашей стране, в корне изменить принципы реализации своих полномочий органами власти, а, соответственно, и одержать победу в поединке с давно укоренившимся в Украине коррупционным институтом бюрократии.

Валерий Ветров

| | | | - | | | | | |