.
ДК Металлургов – первый клип Меладзе и мешки денег Пугачевой.

ДК Металлургов – первый клип Меладзе и мешки денег Пугачевой.

mlp / 16.10.2012

ДК Металлургов хоть и является одним из самых молодых Дворцов Николаева, в его истории тоже есть немало интересных страничек. Старожилы помнят, как здесь снимался первый клип Валерия Меладзе и как после концерта Аллы Пугачевой во внутреннем дворике складывали деньги мешками. Помнят, как после Олимпийских игр в Москве поставленный в концертном зале спектакль «Олимпийки» произвел фурор, и как напротив ДК горожане любовались музыкальной радугой уникального фонтана. Тогда Дворец сверкал и радовал, а сейчас... Сейчас и не Дворец он вовсе - бизнес-центр.

В 1977-м году выпускник Одесского инженерно-строительного института (архитектор по специальности) 25-летний Петр Дерменжи попал по распределению в Николаев. Работать пришлось над проектом Дома культуры — одного из «очагов культуры», которых в растущем городе не хватало.
Проект ДК, как и полагается, «спустили сверху», поручив молодому архитектору лишь «привязать» его к расположенным рядом объектам. Здесь в то время уже находился плавбассейн «Водолей»,расположенный фасадом в сторону Балабановки, строился магазин «Океан», работала гостиница «Металлург». Типовой проект, экономичный, в чем-то совершенный, но во многом - доведенный до абсурда, архитектору не понравился, и он взялся за его переделку.

Создал другой фасад, предусмотрел верхнее освещение, заменил внешнюю лестницу внутренней. Последнее нововведения объяснил так: «Предлагаемая лестница была бы хороша только в том случае, если бы здание воспринималось фронтально. У нас же основной подход — со стороны этой лестницы, со стороны гостиницы «Металлург», то есть она перекрывала бы весь фасад, поэтому я хотел сделать ее внутренней, обогащающей фойе».

Разработанные проекты П.Дерменжи не раз подавал на утверждение, но городскую власть пугали большие объемы переделки типового проекта, увеличение финансирования и увеличение сроков строительства. Потому «добро» архитектор не получал.
Вот последний вариант решения фасада - отчаянная попытка придать строящемуся объему Дома культуры индивидуальный облик. Автор проекта хотел сделать ажурные решетки на фасаде, рекламные плоскости в фойе на первом этаже, стеклянный купол над внутренним двориком, завершение глухих стен большого зала и сценической коробки, облицовку стен естественным камнем. Из длинного перечня инициатив главный архитектор области Сергей Якимович согласился лишь на изменение стен зала и сценической коробки.
В итоге общий облик здания сохранился таким, каким он был в типовом проекте (за исключением лестницы, которую убрали), а внутри структуру помещений полностью переделали: создали цокольный этаж под большим и малым залами, разместили театр кукол, кегельбан, кружковые помещения. Ликвидировали кафе и библиотеку, но сделали кино- и фотостудию, слесарную мастерскую, танцзал. В конечном счете, Дом культуры приобрел статус Дворца культуры, поскольку помещений у него теперь было не счесть.
Говоря об ощущениях, которые испытывает от причастности к столь значимому социальному объекту, Петр Дерменжи отмечает: «Ощущения двоякие: сделанное меньше интересно для нас, чем то, что еще предстоит. Как у Высоцкого — «…вершина еще впереди». Но Дворец в определеной степени уникален: спортзал, большой и малый залы - он многофункционален. Кроме того, появление Дворца дало развитие этому месту, оно превратилось в культурный и архитектурный центр Корабельного района».
Отметим, что у николаевского «Металлурга» есть брат-близнец – Дом культуры в Скадовске Херсонской области.
«Храм» металлургов
Событие знаменательное и радостное, ставшее подарком к 200-летию Николаева, произошло 31 октября 1987 года. Хотя еще до официального открытия Дворца культуры здесь кипела культурная жизнь: работали агитбригады, на необорудованной сцене проводились смотры художественной самодеятельности, творческие николаевцы давали концерты в близлежащих селах и местных школах. В октябре 1986 г. почти подпольно на сцене ДК был дан первый концерт вокально-инструментального ансамбля под руководством В. Юрченко. Тогда же сформировалось множество коллективов.
Но вернемся к открытию. В холодный октябрьский день к новому «очагу культуры» пришли погреться тысячи жителей Корабельного района. Первых лиц города и области не было, поскольку к Николаеву Октябрьское тогда относилось скорее юридически, чем фактически. Почетными гостями праздника стало руководство Николаевского глиноземного завода.

События 25-летней давности помнит Мила Александровна Кулик, она пришла работать сюда с самого «рождения» ДК, а сейчас заведует хозяйственным отделом.
«У меня до сих пор хранится символический ключ, который вручался от Дворца культуры. Было холодно, ведущие одеты в модные кожаные плащи и длинные сапоги. Дворец культуры строился семь лет. Он всегда был центром досуга всего микрорайона. Был и остается. Сейчас нет только своих выступающих», - с грустью признала женщина.

Упадок деятельности произойдет потом, а пока газеты взахлеб описывают новый оазис культуры, говоря о нем, как о храме: туф, гранит, мрамор, алюминий, ценные породы дерева – все это использовалось в строительстве и отделке. Большой зал на 600 мест с уникальной вращающейся сценой, малый зал на 200 мест, комната для театра кукол, выставочный зал, киностудия, комнаты для занятий художественных коллективов, два спортивных зала, а перед входом – площадка с детскими каруселями и невероятно роскошный для того времени (и в особенности для отдаленного микроайона) светомузыкальный фонтан.

Экскурсия в прошлое, или как Дворец культуры бизнес-центром стал

Просторный холл, пол из мрамора, стены из бута, кованные решетки, деревянная лестница – при входе во Дворец ощущается роскошь, размашистость, величие советской стройки.

Поднимаясь по невероятно красивой лестнице в поисках своих «экскурсоводов», мы и не догадывались, что четверть века назад на этих ступеньках снимали свой первый клип братья Меладзе.
На втором этаже невозможно не заметить люстру. Как мы позже узнаем, у нее, как и у каждой здесь вещи, своя история. Эту деревянную красавицу местные активисты раздобыли где-то за границей, выбирали долго, а потом везли на поезде окольными путями, чтоб свои же не конфисковали.
«Когда у НГЗ появился другой хозяин, три социальных объекта - «Водолей», ДК Металлургов и гостиница «Металлург» - были переданы вновь созданному ООО «Металлург Юга», которому они принадлежат и сейчас», - рассказывает проработавшая во Дворце много лет Елена Николаевна Пешкова.
И хотя это уже не Дворец культуры, а бизнес-центр, основной задачей которого является получение прибыли посредством сдачи в аренду комнат под офисы, большого и малого залов для конференций и встреч, энтузиасты-сотрудники стараются искать арендаторов среди предприятий с «родственной», то есть культурной, воспитательной, деятельностью. А это детский фитнес, танцы, спорт, изучение английского языка и т.д. Из кружков работает танцевальный клуб «Жемчужина», областной клуб «Дансен», карате-клуб «Никидо». Приглашаем хор ветеранов.
И хотя уже восемь лет ДК – не ДК, в памяти народа он остался культурным центром микрорайона. По старой привычке летними вечерами люди собираются у «Дворца Металлургов», чтобы посидеть на скамеечках, окруженных зелеными газонами, посмотреть на переливающиеся струи фонтана. Нет, не светомузыкального – он уже 15 лет как не работает, от былого великолепия остались лишь развалины – обычного фонтана, который, впрочем, тоже в плачевном состоянии (протекает днище, коммуникации приходят в негодность). Но молодой арендатор, выросший во Дворце культуры, как может ремонтирует его.
Вспоминая события давно минувших дней, Мила Александровна Кулик отмечает: «Дворец был громкий, он сверкал и радовал нас! В каждом из 70-ти кабинетов находились кружки, в которых занимались тысячи детей и взрослых: спортивные бальные танцы, цирковая студия, вокальные кружки, студия изобразительного искусства, кройки и шитья, радио-кружки, музыкальные студии. Еще был замечательный театр кукол, где заводской мастер создал уникальную резьбу.

От уникального театра практически ничего не осталось. Можно лишь представить, насколько необычным он был: полностью деревянный – стены, пол, потолок – его украшали вырезанные из дерева часы, знаки Зодиака, фигурки героев советских мультфильмов. Настоящая сказка для малышей. Сейчас помещение готовят для нового арендатора…
Мила Александровна открывает дверь Большого зала и одновременно рассказывает и его историю: как концертный зал он использовался до 2000-го года, оборудование позволяло проводить здесь спектакли для взрослых и детей, концерты звезд эстрады. Уникальная по тем временам вращающаяся сцена, которая позволяла быстро менять декорации, есть и сейчас, правда, уже не крутится, а лишь пылится, спрятанная занавесом.
Сейчас Большой зал сдают в аренду. Здесь проводятся школьные выпускные, совещания работников предприятий, встречи с избирателями. А когда-то гремел первый российский рок-фестиваль, на сцене, за большим концертным красным роялем играли заезжие звезды, выступал Лев Лещенко, Николай Трубач, Вика Цыганова, Вилли Токарев, группа «Электро-клуб», юмористы «Кролики».

Несколько лет зал пытались использовать в качестве кинотеатра «Максимус», но поскольку он невелик (всего 352 места после реконструкции), то и рентабельность низкая.

Похожая судьба и у Малого зала. Елена Николаевна Пешкова помнит, как после летних Олимпийских игр в 1980-м году Николаевский художественный русский драматический театр ставил здесь спектакль «Олимпийки».
- Тогда просто постоять в зале было невозможно — столько людей! Спектакль рассказывал о девчонках легкого поведения, которых вывозили за несколько километров от Москвы, подальше от гостей Олимпиады.

Уже на обратном пути, проходя вдоль длинного коридора с множеством комнат, и глянув в окно на внутренний дворик бывшего Дворца, Елена Николаевна с улыбкой рассказала, как в начале 90-х на Центральном городском стадионе выступала Алла Пугачева. Концерт организовывало молодежно-творческое объединение Дворца Металлургов, а поскольку дело это было для них новое, то ничего лучше, кроме как принести мешки денег во дворик и сложить их здесь до утра, не придумали.
- Мешки несли и несли. Сколько денег в них, мы не знали - понимали, что пересчитать невозможно, мелочь просто взвешивали, а потом сдали в банк.

Екатерина Стриль.

| | | | - | | | | | |