.
Рынок рекламных услуг требует законодательного совершенствования.

Рынок рекламных услуг требует законодательного совершенствования.

mlp / 08.10.2012

Рынок рекламных услуг стремительно развивается, с каждым годом рекламные технологии совершенствуются, а законодательное поле нашей страны словно не успевает шагать в ногу со временем. Беспрестанно новые виды и формы предоставления рекламной информации, заставляют всерьез задуматься о необходимости формирования эффективного механизма государственного регулирования рекламной отрасли в Украине.

Чтобы убедиться в том, что многие нормы законодательства о рекламе давно устарели и не в состоянии элементарно контролировать размещение рекламных конструкций, достаточно просто пройти по улицам городов Украины. Рекламные щиты, растяжки и стелы, количество которых в разы увеличивается в период предвыборных кампаний, стали привычным элементом городских пейзажей.

На сегодняшний день рекламная деятельность регулируется законом Украины «О рекламе» и постановлением Кабинета министров Украины «Об утверждении типовых правил размещения наружной рекламы». Но, к сожалению, прописанную сводку правил трудно назвать эффективной.

Многочисленные конфликты и жалобы участников рынка рекламы в основном касаются взаимоотношений с местными властями. К примеру, практика местных органов власти при принятии местных порядков дополнять их собственными нововведениями, не предусмотренными законодательством, установление всевозможных мораториев на размещение рекламных конструкций, предоставление права коллегиальным органам на принятие решений относительно предоставления и аннулирования права на установку рекламных конструкций и другое.

Все перечисленные недостатки в регулировании рекламной отрасли противоречат основным принципам реформ в разрешительной системе, которые начались в 2005 году с принятием закона «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». Согласно его нормам, предоставление права предпринимателям на определенный вид деятельности, требующей специального разрешения, должно реализовываться на основании четких порядков определяющих срок выдачи, исчерпывающий перечень документов, а также соответствующую ответственность конкретного должностного лица в случае нарушения сроков рассмотрения документов или необоснованного отказа.

В чем же заключается сложность создания эффективной системы регулирования рекламного рынка? В необходимости одновременного решения двух задач: с одной стороны, нужно создать надежный механизм защиты законных прав граждан от возможного негативного воздействия рекламы. А с другой стороны, необходимо обеспечить благоприятную среду, которая позволила бы сформировать и поддерживать цивилизованный рынок рекламы.

Обратившись к мировой практике, мы увидим три основные модели регулирования рынка рекламы:

Первая модель - регулирование проводиться только государственными органами.
Вторая модель - рекламные отношения регулируются только самими участниками рынка.
Третья модель - одновременно сочетается государственное регулирование и саморегулирование рекламной отрасли (Германия, Франция ,Бельгия ,Финляндия).

В команде Общественного совета при Госпредпринимательства придерживаются мнения, что решение проблем наружной рекламы должно проводиться через реализацию нескольких этапов:

Первый этап - это обсуждение с представителями рекламного бизнеса в регионах проблем рынка и объединение представителей рекламной отрасли в экспертную группу при Общественном совете.
Второй этап - это подготовка конкретных предложений по изменению законодательства совместно с представителями рынка, которые бы четко регламентировали все процедуры регулирования.
Третий этап - это организация поддержки представителями рекламного рынка в регионах страны подготовленных проектов, аккумулирующих мнения предпринимателей каждой области.
Четвертый этап - это обеспечение реализации принятых проектов в регионах совместно с Госпредпринимательства и развитие саморегулирования рекламной отрасли.

По мнению инициаторов, корректировка рекламного законодательства обязательно должна учитывать интересы представителей рекламного рынка и осуществляться при их активном участии. Только такая схема позволит принимать разумные и взвешенные решения, способствующие развитию отрасли и максимальному эффекту, как для бюджета, так и для участников рынка.

Валерий Ветров.

| | | | - | | | | | |