.
Строительство LNG-терминала зависит от того, какие результаты увидят инвесторы

Строительство LNG-терминала зависит от того, какие результаты увидят инвесторы

mlp / 08.09.2012

В феврале текущего года мы предоставили читателям информацию о национальном проекте строительства LNG-терминала. Прошло полгода.
Что изменилось?
Напомним, что нынешнему руководству Украины так и не удалось изменить условия газового контракта с Россией. Поэтому вопрос о снижении зависимости от монопольного импорта российского природного газа остается актуальным. К тому же мировые тенденции показывают, что сжиженный газ сейчас становится дешевле трубного.
Это подтверждает опыт ведущих стран мира. Основными импортерами сжиженного природного газа (СПГ) являются Испания, Франция, Великобритания, Япония, Республика Корея, США и Индия. Общая производительность СПГ-терминалов Европы составляет около 132 млрд куб. м в год, и с каждым годом она увеличивается. В Британии действуют три терминала, из которых самым мощным в Европе является Grain LNG (20 млрд куб. м газа в год), а еще один строится. Во Франции действуют три терминала, и три планируется строить. В Испании шесть функционирующих терминалов, три строящихся и проектируемых. Сегодня лидером по строительству терминалов в Европе является Италия, где строятся шесть терминалов мощностью от 3,75 до 11 млрд куб. м газа в год. Терминалы имеют Бельгия, Греция, Португалия, Швеция и Нидерланды.
Страны Балтии тоже желают уменьшить газовую зависимость от России, но еще не договорились о расположении единого терминала по приему СПГ и разрабатывают специальные проекты. Литва договорилась об аренде у норвежской компании Hoegh LNG плавучей платформы для хранения и регазификации сжиженного природного газа, а Эстония выбрала компанию Vopak LNG партнером по подготовке ТЭО строительства терминала для приема СПГ.
Европейские тенденции не может не учитывать руководство Украины.
В марте 2012 года в ходе презентации технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства терминала глава Государственного агентства по инвестициям В. Каськив сообщил, что стоимость LNG-терминала составит 846 млн евро. ТЭО презентовали, но его утверждение Кабмин откладывал.
Следует отметить, что в правительственных кругах существовали сомнения в целесообразности строительства такого затратного объекта, как СПГ-терминал. Этому способствовали разногласия с Азербайджаном и Турцией в вопросе об условиях их участия в проекте. Первоначально основным поставщиком сжиженного газа Кабмин называл Азербайджан. В этом году председатель Координационного совета национального проекта «LNG-терминал» В. Демьянюк заявил: «У нас очень активно идут переговоры с Катаром, Азербай¬джаном. С Катаром подписано соглашение о конфиденциальности, поэтому мы не говорим о конкретных деталях».
Договоренности с Турцией определяют прохождение танкеров с топливом через пролив Босфор. СМИ сообщали, что трения с Турцией возникли после того, как Киев отказался привлечь турецкую компанию к разработке ТЭО и обсудить условия инвестирования строительства. Турция якобы противится пропускать через Босфор танкеры со сжиженным газом для Украины, чтобы не перегружать пролив.
Для читателя напомним, что порядок и условия прохождения иностранных судов через проливы Босфор и Дарданеллы регулируют конвенции «Монтрё» и Лозаннская. В свое время именно они повлияли на то, что через проливы проходили не авианосцы, которые строили в СССР, а авианесущие корабли.
Версию СМИ В. Демьянюк не подтвердил и сказал в августе: «Пока их реакции (Турции - ред.) на наши планы не было слышно». Но при этом добавил: «Мы рассчитываем, что наши суда без неоправданных ограничений смогут доставлять сжиженный газ на украинский LNG-терминал. И эта позиция подтверждена юридическими заключениями, которые подготовили ведущие мировые юридические компании. Мы надеемся, что будет взаимопонимание. Консультации Украи¬ны с турецкой стороной на самых высоких уровнях показывают, что такое понимание есть.
А ранее на правительственном уровне анализировали вариант организации альтернативных поставок газа на украинский рынок с польской территории. В июне после переговоров с делегацией ЕБРР Н. Азаров сделал заявление, что Украина обсуждает вопрос импорта катарского газа через LNG-терминал, который за два года построят в Польше.
1 августа глава Минэкономразвития П. Порошенко заявил, что по его просьбе вопрос об утверждении ТЭО был снят с рассмотрения на заседании правительства, поскольку у него появились замечания к данному проекту, но не уточнил, какие именно.
Среди причин промедления принятия ТЭО эксперты называли и отсутствие инвесторов. Еще в конце прошлого года появилась информация, что Украина рассматривает возможность фрахтования плавучего терминала по регазификации сжиженного природного газа до введения в эксплуатацию наземного LNG-терминала. По словам В. Демьянюка, были проведены встречи с компаниями Chevron, Exxon Mobil, Total и другими, но ни одна из них не дала согласие на участие в проекте.
Директор Института энергетических исследований Д. Марунич высказал мнение, что у П. Порошенко могли возникнуть вопросы по поводу того, как будет нацпроект финансироваться в целом. Поскольку государство его не потянет, понадобятся заемные средства, которые потребуют госгарантий и вследствие этого изменений в госбюджете.
Отметим, что инвесторы никогда не вкладывают средства в береговые работы и строительство подводного газопровода. Их нужно финансировать из средств госбюджета. В. Демьянюк сообщил: «В рамках технико-экономического обоснования оценочная стоимость морской части составляет около 1,663 млрд грн. Это по расчетам компании-разработчика ТЭО. Естественно, эти цифры могут быть уточнены в процессе непосредственной разработки проекта. В евро это составляло порядка 121 млн плюс-минус погрешность расчета. Это важно, поскольку любые расчеты делаются с погрешностью. Поэтому, когда мы бюджетируем проект, то обязаны учесть указанную погрешность».
Понятно, что это очень большие деньги, к тому же в госбюджете их просто нет.
7 августа правительство утвердило ТЭО, и, как заявил В. Демьянюк, с учетом замечаний Минэкономики Кабмин внес в проект документа изменения, касающиеся предоставления государственных гарантий под данный проект. П. Порошенко сказал: «Мы уточнили объем государственных гарантий. Четко сказали, что правительство Украины не должно расходовать бюджетные средства на предоставление гарантий на терминал, что бюджетные средства идут исключительно на подводной канал».
Принятие ТЭО правительством прокомментировал представитель российской управляющей компании «Профит Гарант» С. Дубов. «Очевидно, что в сложившихся обстоятельствах конкурс, который планировалось провести в начале сентября и который предусматривает привлечение инвесторов из числа ведущих энергетических компаний, был под угрозой срыва. Это могло негативно отразиться на доверии к Украине со стороны западных компаний и финансовых организаций, которые уже заявили о своей заинтересованности участвовать в строительстве СПГ-терминала. Кроме того, отказ от выполнения решения главы государства мог негативно отразиться на позициях правящей Партии регионов перед парламентскими выборами, а также продемонстрировать разногласия между Петром Порошенко и Виктором Януковичем, который поддержал его назначение в Кабмин», - сказал он.
В интервью газете «Зеркало недели» В. Демьянюк заявил, что «государство оказывает поддержку этому проекту в форме частичного софинансирования и предоставления государственных гарантий». Кабмин поручил Минэнерго совместно с Госагентством по инвестициям обеспечить подключение LNG-терминала к газотранспортной системе страны. Для того чтобы танкеры-газовозы могли подходить к терминалу и разгружаться, должна быть выполнена морская часть проекта: проложен канал к терминалу, создан разворотный круг, волнорез, который защищает акваторию. Морскую часть предполагает сделать государство силами своих предприятий. «Мы предполагаем, что эта часть будет выполнена за счет не бюджетных средств, а привлеченных, но под государственные гарантии. Это отдельный инвестиционный проект, имеющий несколько иные параметры и сроки окупаемости, чем инвестиционный проект «LNG-терминал», - сказал он.
По словам В. Демьянюка, создание LNG-терминала включает газотранспортную, технологическую и морскую часть. Терминал - это один из элементов транспортировки газа, как магистральный газопровод. Это предварительное ТЭО.
«Укртрансгазу» поручили заняться проектированием строительства соединительного газопровода. В ноябре планируют подвести итоги инвестиционного конкурса на строительство технологической части. «Как только мы дадим инвестору понимание гарантии, что объект будет построен и будет экономически обоснованно тарифицирован, мы сможем объявлять инвестиционный конкурс. В результате должен быть подписан инвестиционный договор, все возможные и невозможные нюансы должны быть прописаны…Чем глубже мы в проекте, тем более компактный и подсушенный он получается».
После утверждения ТЭО В. Каськив сказал, что свыше 10 компаний хотят участвовать в конкурсе по строительству LNG-Терминала, но не уточнил их названия.
А несколько позже В. Демьянюк заявил: «Что касается инвестиционной части, то мы приглашаем инвесторов…70% банков будут кредитовать без госгарантий. Для осуществления финансирования мы взяли госгарантию, чтобы привлечь средства, и предполагается эти деньги вложить в качестве софинансирования в строительство терминала как собственные средства».
Сообщили, что конкурс может состояться в сентябре 2012 года. А о месте строительства промолчали. Как сообщалось ранее, потенциальными местами называли пять площадок: три в Одесской области и две в Николаевской области.
В начале лета премьер-министр Н. Азаров говорил о строительстве терминала рядом с нефтяным терминалом ПАО «Укртранснафта» и морским торговым портом Южный. Но деталей не уточнил.
Это сделал в августе В. Демьянюк: «До момента создания и полного введения в строй наземного завода по регазификации и емкостей для хранения газа, а также подключения этих объектов к ГТС будет использован морской (офшорный) LNG-терминал». Есть 7 компаний, которые владеют судами с установками регазификации LNG. Аренда морского LNG-терминала (судна) составит около 60 млн долл. в год. Но если необходимо получать более 5 млрд кубометров регазифицированного газа в год, то нужно строить на земле большие емкости для газохранения.
Независимый эксперт по вопросам энергетики В. Землянский не исключил, что приостановка в утверждении ТЭО по строительству терминала была своего рода уступкой, которую могла потребовать Россия взамен на определенные скидки в других отраслях экономики. Это и поставки украинских стальных труб в Россию, и заинтересованность производителей автомобилей на Украине в российском рынке, и те же продуктовые войны. В. Землянский допускает и третий вариант - что Россия захочет участвовать в строительстве СПГ-терминала, чтобы потом его использовать. Только работать он будет как трубопровод «Одесса - Броды» - не в аверсном, а в реверсном режиме.
Таким образом, вокруг «LNG-терминала» сплетен клубок экономических и политических интересов. И пока еще нет ответа, где и кто будет строить наземную часть терминала.
При этом эксперты отрицают возможность полной заморозки проекта.
Д. Марунич считает, что публичного отказа от LNG-терминала не будет, но по причине отсутствия денег он просто останется нереализованным. «Я не думаю, что правительство публично объявит, что мы замораживаем проект. Этим проектом занимается Демьянюк, близкий друг Каськива, и пока они будут при власти, им выгодно, чтобы какие-то копейки капали, и проект не заглох». В то же время, по его мнению, судьба проекта может решиться уже после выборов, так как, по слухам, перспективы оставления В. Каськива на должности главы Госинвестпроекта достаточно призрачны.
В. Землянский предполагает, что на внедрение проекта в жизнь повлияют результаты газовых переговоров с Россией, которые она приостановила до окончания парламентских выборов в Украине. «Пока о строительстве на суше речь не идет. Речь идет о так называемом оффшорном морском терминале - это своеобразный танкер, который будет заниматься перекачкой газа. Что касается морской части, то мы ожидаем, что проект заработает где-то в конце следующего года. Что касается наземной, то все зависит от того, какие результаты увидят инвесторы. Если результаты их устроят и они будут готовы продолжить финансирование, то еще нужен примерно год. То есть к 2014 году проект заработает в целом, как он запланирован в технико-экономическом обосновании», - сказал он.
Будем ждать осенних решений и заявлений нашего руководства.

По материалам СМИ подготовил Ю. Щетинин.

| | | | - | | | | | |