.
Еще не поздно вернуть Николаеву славу города корабелов, а Украине стать мощной морской державой.

Еще не поздно вернуть Николаеву славу города корабелов, а Украине стать мощной морской державой.

mlp / 31.08.2012

Сегодня многие кандидаты в депутаты, как правило, те, кто не имеет ничего общего с судостроением, но знает, что для Николаева тема судостроения все еще актуальна, говорят о том, что в будущем о нашем городе опять можно будет говорить как о городе корабелов. Но, прежде, чем говорить о каких-то отдаленных перспективах, я уверен, следует поговорить о сегодняшних реалиях.

Объем продукции, выпускавшейся в 2009 году на заводе «Океан» превышал объемы всех судостроительных заводов не только Николаева, но и Украины сегодня. Так о каком статусе «города корабелов» мы можем говорить? Можно говорить лишь о том, что в Николаеве и в Украине пока что еще существуют судостроительные заводы. Но фактически нет производства готовой продукции.

Так реально ли не на словах, а на деле возродить сегодня отечественное судостроение?
Я со всей ответственностью заявляю: «Можно!». Ведь достаточно опытных корабелов сегодня работает на том же «Океане», в Херсоне, в Керчи. Я говорю именно о корабелах – это люди, которые проработали, минимум, 10-15 лет на судостроительном производстве. Не чиновники, не начальники, а те, кто своими руками производил судостроительную продукцию.
При распаде СССР Украина получила 9 судостроительных заводов. И уже через пять лет мы увидели, что потеряли все, что досталось нам в наследство от Советского Союза. Но я – корабел, статус нашего города, его настоящее и будущее как города корабелов – для меня не пустые слова. Могу с гордостью сказать, что к 2000 году положение на нашем заводе стабилизировалось. Сегодня же проблемы – на всех без исключения судостроительных заводах. Потому что нет выпуска продукции, никто не строит суда.
А давайте возьмем, для сравнения историю завода «Океан» в 2010 году. Каждый месяц – спуск, каждый месяц – сдача….
А сколько судов построено на трех николаевских заводах за 2011-2012 годы? Так какие основания у нас сегодня называться корабелами? И я по-настоящему озабочен этой проблемой.

Я начал работать в 1975 году на Черноморском судостроительном заводе, на авианесущем корабле «Киев». Будучи рабочим, я увидел, как закладывается, как строится и как спускается судно. Пройдя путь от рабочего до генерального директора, я понял, что невозможно стать корабелом в один день. Тем более – корабелом с большой буквы. Кадры готовятся, начиная с ПТУ. Создается целая сеть востребованных людей – не только в Николаеве, но и в целом, по всей Украине. Затем идет техникум. Только в Николаеве судостроительный техникум выпускал по тысяче человек каждый год, и они были востребованы, причем, не только в Украине, но и во всем бывшем Советском Союзе. Следующая ступень – это высшие учебные заведения, школа подготовки инженерно-технических кадров. И человек, который прошел путь от рабочего до мастера, до начальника цеха, до генерального директора, имел полное право называться корабелом. Сегодня же судостроительный завод у нас может возглавить человек, который ни дня не работал в судостроительной отрасли, не построил ни одного судна, не знает, где нос, а где корма…

За 200 лет существования Николаев называли и городом невест, и городом машиностроителей, и еще множеством разных имен. Но не надо забывать, что изначально – Николаев – это город корабелов. И славился он далеко за пределами Украины и СССР именно как город судо- и кораблестроителей. И, как человек, реально причастный к строительству кораблей в Николаеве, я со всей ответственностью заявляю: «Мы можем и должны вернуть нашему городу былую славу!» Ведь это не мои слова, это написано в технической энциклопедии, что корабль – это самое совершенное произведение технической мысли, когда-либо создававшееся человеческими руками. И наши рабочие, их дети и внуки, смогут снова гордиться своим трудом. А если этот труд еще и будет достойно подкреплен в материальном плане, то слава города корабелов вернется к Николаеву. А вот потерять этот статус – преступление перед детьми, внуками и будущими поколениями николаевцев.

Да, в разное время в нашем государстве принимались различные программы – поддержки судостроения, развития судостроения, Закон о свободных экономических зонах и т.д. Я сам входил в рабочие группы, разрабатывавшие некоторые из них. Но, как практик, я могу сказать, что никакой закон сам по себе не будет работать, если у государства нет комплексного понимания того, что именно нужно строить в Украине. И даже шире: является Украина морской державой, или нет. И, если мы хотим вернуть Украине этот статус, или сделать ее таковой, мы должны, в числе первых задач, создать здесь привлекательный инвестиционный климат, чтобы любой потенциальный инвестор, оценивающий возможные риски и прибыли, видел, что в Украину выгодно и безопасно вкладывать деньги. Мало того, необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы, в частности, ситуацию на мировом судостроительном рынке. И тогда нам нужно заглянуть в 1985 год, когда этот рынок оказался перенасыщен продукцией, СССР, Китая, Японии, Кореи. Тогда было произведено столько продукции, что она двадцать пять лет вполне удовлетворяла большинство потребностей. И только в 2010 году начался очередной медленный подъем судостроения в мире. Европа опять начала строить и заказывать новые суда. И если мы сейчас правильно учтем все эти тенденции, примем правильные законы и – главное – заставим их эффективно работать, то уже в ближайшем будущем Украина станет не только страной, где строят корабли, но и мощной морской державой.

Мало того, в любой европейской стране, где есть какие-то реки, по ним ходят речные такси, поскольку сегодня водный транспорт – самый дешевый. А уж нам-то, с нашими Южным Бугом и Ингулом – сам Бог велел развивать малое пассажирское судостроение! Но вы посмотрите, под какими флагами заходят суда в морской порт Николаев!
А что, мы не способны возродить Черноморское морское пароходство, морской флот Украины, построить суда для нашего государства и отправлять их в моря и океаны уже под нашим флагом? Ведь корабль строится не на год, а на 20-25 лет. То есть, уже сегодня мы могли бы начать закладывать наше будущее морское могущество.

И для этого у нас есть все возможности. Приведу только один пример.
На заводе «Океан» был финансовый директор Шамрай Александр Николаевич, который оказался невостребованным в Николаеве и его вынудили уволиться, так и не рассчитавшись с ним. Сегодня он возглавляет один из крупнейших заводов во Вьетнаме…
Это лишний раз подтверждает мой тезис о том, что корабелами не становятся за год. Он отработал на «Океане» десять лет, пройдя путь от финансового инспектора до финансового директора. И он оказался нужен с этими знаниями и опытом. Но только не дома…
На керченском заводе «Залив», у которого сформирован портфель заказов на несколько лет вперед и работает в две смены, приблизительно половина рабочих – николаевцы. Так хотелось бы спросить, чем же мы хуже?
По технологиям завод «Океан» обгоняет все украинские заводы, вместе взятые. Но его рабочие работают в той же Керчи, в России, в Европе. Неужели они не нужны здесь? Нужны. Только нужно, чтобы судостроением в Николаеве занимались судостроители. Корабелы, которым дорога слава Николаева, важно его будущее. А не менеджеры-однодневки, пришедшие на наши предприятия, чтобы уничтожить саму надежду на их возрождение.

Николай Романчук, генеральный директор завода «Океан» в 2006-2010 г.г., Герой Украины

| | | | - | | | | | |