.
Скандальная посадка: 25 лет назад молодой немец приземлился на Красной площади Москвы.

Скандальная посадка: 25 лет назад молодой немец приземлился на Красной площади Москвы.

mlp / 26.05.2012

То, что 25 лет назад, в разгар так называемой перестройки, сделал гражданин Германии Матиас Руст, ни до него, ни после не делал никто.

Напомним: стартовав 28 мая 1987-го в одиночку на легкомоторном самолете «Сессна-172» из Гамбурга в Хельсинки, 19-летний летчик-любитель резко изменил курс, вторгся в воздушное пространство Советского Союза, беспрепятственно преодолел более 1000 км и приземлился в святая святых — на Красной площади Москвы.
«Сегодня» выяснила, что этот легендарный самолет находится в... Украине!

Но сначала вспомним о событиях 25-летней давности. Люди служивые до сих пор ломают голову, что это было — необычный жест доброй воли и своеобразное проявление народной дипломатии (как сразу после задержания и уже в суде заявлял сам «голубь мира»), либо заранее спланированная спецоперация, имеющая две цели: проверить степень защиты границ, боеспособность сил ВВС и ПВО, а также устранить с должностей высших чинов Минобороны Союза, якобы проморгавших нахального авантюриста. Уцелевшие от праведного гнева членов Политбюро ЦК КПСС и лично генсека Михаила Горбачева люди с большими звездами и лампасами называли немца «киллером ПВО», утверждая, что он выполнял задание иностранных разведслужб.

Масла в огонь к эскападе «кремлевского пилота», как окрестила Матиаса западная пресса, добавило то, что инцидент произошел аккурат в День пограничника, и это обстоятельство подтвердило старую истину — в праздники бдительность и боеготовность, мягко говоря, притупляются, хотя должно быть наоборот.

Кто постарше, помнит: Руст сел с третьей попытки, побаиваясь ненароком зацепить кого-нибудь из гуляющей публики. А приземлившись, четверть часа не покидал самолет, опасаясь, что его разорвут на сувениры. Однако прохожие с дружелюбным любопытством разглядывали пришельца, решив, что снимается кино. Потом Матиас покинул кабину и начал раздавать автографы. Когда кому-то из начальства доложили о приземлении иностранца в двух шагах от собора Василия Блаженного, чиновник выругался: дескать, лучше следите, чтобы там коровы не шлялись... Затем к месту происшествия все-таки подтянулись переодетые в милицейскую форму очумелые сотрудники КГБ и увезли гостя в Лефортовскую тюрьму. Там он и дожидался приговора в камере с неким украинцем-фарцовщиком по имени Александр.

Военный трибунал впаял Русту три статьи Уголовного кодекса — «Хулиганство», «Нарушение Воздушного кодекса» и «Незаконное пересечение границы». Прокурор требовал 10 лет, но Руст получил всего четыре. А отбыл чуть больше 14 месяцев — подоспела амнистия. Вернувшись на родину, вместо триумфальной славы испытал горечь поражения — его лишили лицензии пилота, обвинив в легкомыслии, поставившем под угрозу не только свою, но и другие жизни.

Как потом выяснилось, силы советской ПВО его не прошляпили — на перехват поднимался дежурный истребитель МиГ-23, изрядно напугавший Матиаса. Но, дабы не повторилась трагедия с южнокорейским «Боингом-747», сбитым за четыре года до этого над Сахалином, никто из генералитета не взял на себя ответственность за применение огня или хотя бы принуждение «Сессны» к посадке. И то правда: то был громадный пассажирский «Боинг» с 269 людьми на борту, а тут — безобидный прогулочный самолетик, пусть и с дополнительными баками для горючего — чтобы подольше хватило...

Через 20 лет Руст заявлял: выпади ему снова такая возможность — поступил бы так же, поскольку движим был-де исключительно благородными, миролюбивыми мотивами — укрепить дружбу и взаимопонимание между народами, поблагодарить Горби, что разрушил железный занавес. В недавнем интервью сказал противоположное. Что был молод, глуп, а сейчас не решился бы на подобную выходку.

Вообще Матиас, разменявший свое 44-летие, похоже, так и не избавился от сумасбродства. Уже после «кремлевского полета» у себя дома бросался с ножом на медсестру. Что-то украл из магазина. Был осужден, но тоже отделался символическим сроком. Ударился в иудаизм, женился на дочери богатого чайного торговца. Развелся. Распался и второй брак. Увлекся азартными играми. В казино Лас-Вегаса как-то сорвал солидный куш — $750 тыс., но быстро их спустил. На этой неделе по немецкому ТВ показывали фильм о нем. Но Руст на программу не пришел.

Трагикомический переполох, специально или случайно устроенный нагловатым Рустом, заставил поволноваться высшее политическое и военное руководство.
Министр обороны, многопытный маршал Советского Союза Сергей Соколов добровольно ушел в отставку — его заменили покладистым Дмитрием Язовым.

Под шумок сместили пользовавшихся непререкаемым авторитетом в войсках главкома ПВО главного маршала авиации Александра Колдунова, командующего Московским округом ПВО маршала авиации Анатолия Константинова и еще два с лишним десятка военачальников калибром помельче.

Что же касается устного народного творчества вокруг «истребителя маршалов и генералов», то острословы нарекли Красную площадь международным аэропортом Шереметьево-3 (вдобавок там запретили курить). И прикалывались, что КГБ заварил московские канализационные люки — мешая всплыть американской подлодке.

По материалам "Сегодня".


| | | | - | | | | | |