.
НА СТРАЖЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ ЖКХ БУДЕТ СТОЯТЬ РЕШЕНИЕ ГОРИСПОЛКОМА.

НА СТРАЖЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ ЖКХ БУДЕТ СТОЯТЬ РЕШЕНИЕ ГОРИСПОЛКОМА.

mlp / 22.05.2012

На последнем заседании Экспертно-общественного совета (ЭОС) при Николаевском горисполкоме николаевской общественности были представлены результаты аналитического исследования «Механизм влияния жителя города на качество жилищно-коммунальных услуг в г. Николаеве», в ходе которого была проанализирована местная нормативная база на предмет наличия механизмов влияния общественности на оказание ЖК-услуг и их качество.


Данный анализ был проведен экспертами Фонда развития города Николаева (ФРГН) в рамках проекта «Жилищно-коммунальные услуги – под контроль общественности», поддержанного Pact Inc., Международным фондом «Возрождение» и Фондом «Восточная Европа». При этом речь шла как об анализе существующей нормативно-правовой базы, так и о перспективах ее совершенствования – выработке проектов необходимых нормативно-правовых актов и внесении изменений в существующие.
По мнению авторов исследования, одна из проблем ЖКХ заключается в отстраненности жильцов – потребителей жилищно-коммунальных услуг от поставщиков и исполнителей услуг. В целом же в последние годы городская община столкнулась с рядом вызовов и угроз в этой сфере. Неэффективная и затратная система ЖКХ, доставшаяся в наследство от советского прошлого, нехватка средств на ее модернизацию и поддержание жизнеспособности ведут к росту неудовлетворенности населения качеством услуг, снижению уровня оплаты, отстраненности потребителей от участия в управлении предоставлением услуг. А отсутствие надежных механизмов индикации качества услуг делает невозможным целенаправленное совершенствование отрасли и ведет к дальнейшему обострению негативной ситуации. Поэтому необходимо сформировать как полноценный рынок жилищно-коммунальных услуг, так и надежный механизм общественного контроля со стороны их потребителей.
Одна из проблем состоит в том, что нормативная база, регламентирующая предоставление ЖК-услуг, является несовершенной, а потребители имеют о ней смутное представление. В свою очередь Николаев имеет уникальный опыт по внедрению конкурсного механизма определения исполнителей услуг по обслуживанию жилья.
Решением Николаевского горисполкома №771 от 21.04.2006 услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий включены в Перечень услуг, которые определяются на конкурсной основе. С победителями конкурса заключаются договоры на оказание услуг, предусматривающие передачу основных фондов (жилых домов и другого имущества) на баланс предприятий – победителей конкурса. В течение 2008-2009 годов конкурсная процедура была усовершенствована, в состав конкурсной комиссии привлечены представители потребителей. Апробирована и процедура общественного аудита состояния качества менеджмента ЖКП, проводился общественный аудит (финансовый и менеджмента) семи жилищно-эксплуатационных предприятий города разных форм собственности.
Постановления Кабмина №560 от 12.07.2005, №529 от 20.05.2009 и № 869 от 01.06.2011 определяют, что тариф на обслуживание жилья и придомовых территорий должен быть рассчитан по каждому дому отдельно (т.н. подомовой тариф). Работа по расчету подомовых тарифов проводилась в Николаеве в течение нескольких лет, но их до сих пор их не ввели. Сейчас в городе действуют тарифы, рассчитанные для каждого жилищно-эксплуатационного предприятия отдельно, не отражающие реальных затрат на обслуживание каждого конкретного дома и являющие собой некую «среднюю температуру по больнице».
Постановлением КМ №869 определено, что услуги по содержанию домов предоставляются с учетом установленного решением органа местного самоуправления тарифа, его структуры, периодичности и сроков предоставления услуг. Однако такого решения орган местного самоуправления не принимал, а потому николаевский потребитель не знает какие виды, какого качества и периодичности работы должен выполнять ЖЭК. Поэтому невозможно выставить акт-претензию ЖЭКу за непредоставленные или некачественно предоставленные услуги. Сам ЖЭК в отсутствие договора тоже не может должным образом судиться с должниками.
В качестве выхода из этого замкнутого круга авторы исследования предлагают принять решение Николаевского горисполкома «Об упорядочении предоставления услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий», где будут четко определены порядок и основные условия предоставления услуг, их структура, периодичность, сроки оказания услуг, требования к качеству услуг, порядок перерасчетов и т.д.
Во время обсуждения исследования и его результатов члены ЭОС высказали ряд предложений.
Одно из них касалось того, чтобы разработать целевую программу энергетического аудита и внести его как одну из услуг в тариф на обслуживание жилфонда. Однако такое радикальное предложение должно обсуждаться не только с органом местного самоуправления, а, прежде всего, с жильцами каждого дома. Возможно, кто-то и захочет провести энергоаудит дома (до 50 тыс. грн., которые в перспективе окупятся за счет мероприятий по энергосбережению, на которые тоже нужны большие средства), однако далеко не все согласятся с подобными тратами.
Высказывались мнения о том, что местная нормативная база подверглась недостаточной проработке, а также не были должным образом изучены лучшие практики в Украине. Однако в анализе подробно рассматриваются достижения как Николаева (конкурсы на обслуживания жилья), так и других городов Украины.
Прозвучало и высказывание о том, что социальная неоднородность жильцов в рамках одного многоквартирного дома не позволяет ввести экономически обоснованные тарифы с инвестиционной составляющей и, соответственно, требовать от жилищно-эксплуатационных предприятий оказания услуг высокого качества.
В целом участники обсуждения сошлись на том, что улучшить состояние дел в ЖКХ можно путем привлечения активных и ответственных граждан и их объединений к планированию работ, формированию и установлению тарифов, контролю за предоставлением услуг и расходованием средств (в том числе используя возможности, предоставленные Законом Украины «О самоорганизации населения»).
Также прозвучало сообщение о том, что Николаев переходит на программно-целевой метод (ПЦМ) формирования бюджета и поэтому необходимо провести анализ всех ныне действующих комплексных целевых программ. В настоящее время критериям ПЦМ полностью соответствует только одна программа – развитие электронного управления и электронной демократии в Николаеве, разработанная с помощью экспертов ФРГН.

Пресс-служба Фонда развития города Николаева

| | | | - | | | | | |