.
Николаев - город-форт.

Николаев - город-форт.

mlp / 10.05.2012

В истории нашего города оставили свой след немало замечательных людей. Но не обо всех потомки знают и сохранили достойную память в виде памятника, названия улицы и т.д.

В их числе Эдуард Иванович Тотлебен (1818 - 1884) - граф, всемирно известный инженер-генерал, основатель русской фортификационной школы. Его деятельность позволила превратить дореволюционный Николаев в один из наиболее защищенных городов-фортов в мире не только в период Крымской войны 1853-1856 гг., но и на протяжении многих последующих лет.
Сменив учебу в инженерном училище на службу в Рижской инженерной команде, Э. Тотлебен прошел путь от рядового солдата в учебном саперном батальоне до гвардейского инженера в Петербурге. Его талант и глубокие знания пригодились Отечеству в Крымской войне, где он руководил оборонительными работами в осажденном Севастополе. Там Э. Тотлебен разработал уникальную по тем временам многоуровневую схему линий обороны, заново создал оборонительную линию на южной стороне города. Благодаря этому англичане и французы были вынуждены отказаться от намерения брать город открытой атакой.
Гордостью инженера стал Малахов курган, на котором были искусно устроены батареи, обеспечивавшие перекрестный огонь, сеть минных галерей. Несмотря на то, что Севастополь геройски пал под давлением войск врага, империя не сдавалась.
Следующей цитаделью юга страны был корабельный Николаев. На его оборону были сделаны большие ставки, брошены огромные по тем временам ресурсы.
Э. Тотлебен прибыл в Николаев 12 сентября, и на следующий день его представили государю императору, который с15 сентября назначил его своим генерал-адъютантом, доверив привести Николаев в оборонительное положение. Одновременный приезд императора и великих князей в наш город говорит о том, что значение Николаева в период геополитической конъюнктуры того времени было достаточно велико.
Подготовив объяснительную записку по вопросу об укреплении Николаева, которая стала одной из его наиболее ценных научных работ, Э. Тотлебен открыл новую эру в фортификационном искусстве.

За достаточно короткое время оборонительная сеть была построена. Уже в начале ноября были вооружены береговые батареи по Бугу; доступы к ним со стороны реки были прикрыты подводными минами; сам Николаев превратился в обширный укрепленный лагерь.
Что касается прокладки постоянной конной железной дороги в центральную часть города, то по тем временам это являлось серьезным техническим новшеством в построении обороны. Важно отметить, что на генеральном плане Николаева эта ветка отмечена как строящаяся. Следовательно, конка в Николаеве могла появиться едва ли не первой во всей стране. К тому же город должны были защищать 1088 орудий (на момент прекращения Крымской войны установлено 563).
Учитывая, что планировка Николаева существенно отличалась от планировки остальных городов своего времени прямыми и широкими улицами, позволяющими довольно просто перебрасывать артиллерию и боеприпасы, Э. Тотлебен приказал вырыть многочисленные подземные ходы от подвалов зданий, из которых делались ответвления («мины»), в разных направлениях для размещения порохового заряда.
Таким образом, при входе вражеских войск в город и их продвижении по улицам взрыв такой «мины» позволял не только вывести из строя неприятельские силы, но и на определенное время прекратить передвижение войск и артиллерии по улице. Это дореволюционное новшество продолжает использоваться в нынешнее время, особенно в локальных столкновениях на Балканах, Ближнем Востоке и др.
По решению Э. Тотлебена для предотвращения прорыва мощной эскадры кораблей союзников вдоль лимана была сооружена оборонительная система, состоявшая из земляных редутов и четырех достаточно внушительных батарей. Первая из них располагалась у самого устья р. Ингул и прикрывала вход в Адмиралтейство. Она находилась на мысу слева от нынешнего Ингульского моста. Вторая была напротив Спасского рейда между Варваровкой и Большой Коренихой на склоне балки. Следующие две батареи размещались с другой стороны: одна - на конце Лесковой косы, вторая - между Дедовой хатой и Малой Коренихой. У Широкой Балки был обустроен земляной редут с валом и рвом, впоследствии названный Бугским редутом, или Кауфмановской батареей.
Ввиду незначительной дальности стрельбы орудий того времени, перекрестные выстрелы не могли накрыть глубокую часть лимана. Тогда со стороны Малой Коренихи поперек была насыпана узкая дамба, перекрывавшая половину ширины акватории. На ее конце с использованием земли, песка, а также камней насыпали остров, который укрепили каменной облицовкой и защитили внушительными валами. Здесь установили батарею, которая вместе с Кауфмановской накрывала выстрелами оставшуюся часть нашего лимана. Впоследствии это укрепление получило название Константиновской батареи.
Для затруднения прорыва судов к Николаеву между основными двумя батареями поперек зеркала воды были вбиты деревянные бревна-ряжи, укрепленные камнями. Оставшийся 100-саженный проход был защищен якорными минами, взрывавшимися по проводам с берега. Следует отметить, что это было первое в истории боевых сражений на Черном море применение морских мин. Приблизительно в этот период появился деревянный Варваровский мост, который позволял успешно маневрировать войскам Южной армии. Именно это сооружение, изготовленное из корабельного леса, прослужило верой и правдой городу порядка 100 лет.
Фортификационные старания Э. Тотлебена в Николаеве не прошли даром. Несмотря на неоднократные попытки союзников в составе 90 судов прорваться в Николаев, армада, несшая 10-тысячный десант, попала под перекрестный огонь укрепленных батарей, поэтому вынуждена была отступить. Беда миновала Николаев на долгие годы.
Государь, прибывший в Николаеве осенью 1855 года, лично следил за ходом всех работ, инженерной частью которых заведовал великий князь Николай Николаевич, при котором в звании помощника Его Высочества состоял Э. И. Тотлебен.
Одним из наиболее загадочных фактов, относящихся к обороне Николаева, является и то, что ему могли помочь небесные силы. По одной из легенд в городе тогда находилась икона Касперовской Божьей Матери, ради которой впоследствии был построен на пересечении ул. Херсонской и Садовой храм. Чтобы уберечь южные города, в частности Одессу, икону вывезли и установили в районе подступов к городу. Каково же было удивление русских войск, которые заметили отступление врага, которое сопровождалось невиданным ранее штормом. Несмотря на это, одесситы икону в Николаев так и не вернули, где она и находится в одном из соборов. Как бы там ни было, но наш город не был покорен врагом.

В 1873 г. на особом совещании о стратегическом положении России под председательством императора Александра ІІ Э. Тотлебен предложил новый план обороны страны, которым предполагалось обустроить Очаковские укрепления для усиления южных границ империи. Это перекрывало вхождение врага в Днепро-Бугский лиман, а оттуда - в Николаев. По тем временам это было не только революционное, но и дорогое предложение, но император принял его.
Началась постройка одного из наибольших искусственных островов, ныне именуемого Майским (прежнее название - остров морских батарей, о. Батарейный). Дальнейшие планы усиления южных границ империи были временно прерваны Восточной войной 1877-1878 гг. После войны Э. Тотлебен прибыл в Очаков, и вскоре появились современные укрепления, система подземных мин, возведены внушительные батареи. Строительство выдающегося гидротехнического сооружения завершили в декабре 1880 г., и город был полностью готов к ведению боевых действий.
Протяженность острова и ныне составляет 1400 м, а площадь - 7,3 га. Он создан на шпунтовых сваях, вбитых в грунт по конфигурации острова. Между ними насыпаны камни и глина, а сверху - песок, завезенные из Очакова и Кинбурнской косы. Предотвращая разрушение острова штормовыми волнами, вокруг острова сооружен внушительный каменный оградительный мол.
Инфраструктура острова напоминает Кронштадт. Тут существует свой причал, склады, сорок казематов, пороховые погреба, железнодорожная ветка. Предметом особой гордости служили дальнобойные орудия и мортиры. Они были установлены на подвижных платформах для кругового обстрела, которые специальным механизмом поднимались из казематов, а после стрельбы опускались глубоко под толщу камней и песка, делая их неуязвимыми для ответного огня врага. Благодаря своим уникальным свойствам Майский был длительное время неприступен. В Великую Отечественную войну моряки держали оборону на протяжении полугода после падения Очакова.
В последний период своей жизни Э. И. Тотлебен был временно одесским генерал-губернатором, командующим войсками Одесского военного округа, позже назначен Виленским генерал-губернатором. Он умер в Германии, перезахоронен на Братском кладбище в Севастополе.
В память о нем один из фортов Кронштадта назван его именем, а в центре Севастополя ему установлен памятник.
В Николаеве же о нем знают разве что отдельные исследователи.

По материалам «Николаевского Базара»

| | | | - | | | | | |