.
Регистрация с браком.

Регистрация с браком.

mlp / 10.02.2012

В последнее время звучит много критики в адрес новой процедуры регистрации вещных прав на недвижимое имущество, которая, по замыслу законодателей, должна была сделать процесс приобретения права собственности удобным для граждан, обеспечив функционирование «единого окна».
Несмотря на то, что предложенный в Законе Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» механизм начнет функционировать только со следующего года, уже сейчас прогнозы относительно его эффективности достаточно пессимистичны.
В частности, нотариусы предполагают, что такая процедура регистрации будет не только очень сложной и длительной, но и негативным образом отразится на деятельности нотариата.

О том, какие риски таит в себе новая процедура регистрации вещных прав, и что нужно сделать, чтобы упростить ее, рассказала директор Департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа Министерства юстиции Украины, первый вице-президент Украинской нотариальной палаты Екатерина Чижмарь.

Екатерина Ивановна, сейчас нотариусы обеспокоены тем, что закрепленный в Законе Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (Закон) механизм подразумевает проведение некой ревизии деятельности нотариусов? Что вы думаете по этому поводу?
— Я разделяю обеспокоенность нотариусов, поскольку в соответствии с Законом государственный регистратор фактически имеет право осуществлять правовую экспертизу документов, которые устанавливают право собственности, а именно: сделок, удостоверяемых в нотариальном порядке. Тем самым государство наделяет государственного регистратора, можно сказать, функциями судьи, поскольку в соответствии с гражданским законодательством нотариально удостоверенная сделка может быть признана недействительной только по решению суда.
Такая обеспокоенность основывается не только на негативных прогнозах относительно функционирования этого механизма в будущем, но и на опыте других государств, которые ввели похожую модель регистрации вещных прав, и она на практике себя не оправдала.

— Действительно, в законодательстве фактически дублируются публично-правовые функции нотариата и регистрационной службы. Скажем, нотариус может упредить нарушения прав и законных интересов граждан, правильно выяснить волеизъявление сторон, установить личность каждой стороны и т.д. То есть нотариус может проверить правильность оформления документов, которые необходимы для удостоверения договора об отчуждении недвижимого имущества, еще до заключения сделки. Государственный регистратор этого сделать не может. Согласно Закону, он может только установить: соответствуют ли заявленные права и поданные документы требованиям законодательства, а также, не существует ли противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами на недвижимое имущество. Иными словами, государственный регистратор, в отличие от нотариуса, может только зафиксировать какие-то нарушения в документах, тем самым, вернув стороны на предыдущую стадию, так и не решив вопрос по существу.
То есть такая сложная и громоздкая процедура внесения данных в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество может нивелировать саму идею его создания?
— Идея функционирования такого реестра очень правильная, и реализовывать ее нужно было давно. Во многих государствах мира такой реестр много лет существует и успешно функционирует, сейчас вопрос заключается в том, каким будет порядок его наполнения, какой будет процедура внесения данных, и кто, собственно, должен их вносить?
По моему мнению, было бы значительно эффективнее, если бы нотариусы сразу же, при удостоверении сделки, регистрировали вещные права. Это было бы очень удобно для граждан и экономически выгодно для государства. Нотариусы имеют достаточно большой опыт ведения реестров, для них это естественная функция. Также нотариусы достаточно успешно справляются с функцией субъектов первичного финансового мониторинга. Кроме этого, нотариусы несут полную материальную ответственность за вред, который своими действиями они могут причинить. Каким образом государственный регистратор будет нести ответственность - сложно сказать, скорее всего, эта тяжелая ноша ляжет на государственный бюджет, поскольку государственный регистратор - госслужащий.
Возникает вопрос и об уровне профессиональной подготовки нотариуса и регистратора.
— Безусловно. Квалификационные требования к нотариусам значительно выше, чем к регистраторам, в принципе, как и процедура отбора кадров для нотариата - сложнее. Хочу подчеркнуть, что создание реестра вещных прав на недвижимое имущество не является самоцелью. Основой должно стать его наполнение: объективное, систематическое внесение данных. Я не уверена, что в случае если предложенная законодательная модель начнет функционировать, наполнение реестра будет объективным. Например, если новый собственник недвижимого имущества уже удостоверил договор купли-продажи у нотариуса и не хочет идти еще и в регистрационную службу регистрировать свое вещное право, то регистратор не может обязать его это сделать. А если учесть, что информацию из реестра будут получать судебные, правоохранительные и другие компетентные органы, то возникает вопрос: зачем нужен реестр, который не содержит полной и объективной информации?
Поэтому было бы удобнее для граждан предоставить нотариусам статус регистраторов вещных прав по сделкам, удостоверенным в нотариальном порядке.
Если предложенная законодателем модель регистрации вещных прав не будет изменена, возможен ли вариант, когда функции нотариусов будут сокращены?
— Если будет введена такая процедура регистрации вещного права на недвижимое имущество, я прогнозирую, что будут внесены соответствующие изменения в действующее законодательство, в частности в Гражданский кодекс Украины, и постепенно нотариат будет вытеснен из гражданского оборота. Не могут в государстве существовать два разных института с одинаковыми публично-правовыми функциями!
Кроме этого, не исключено, что в случае функционирования такой громоздкой и сложной для граждан процедуры регистрации вещных прав на недвижимое имущество будет очень много нарушений, вследствие чего существенно увеличится количество обращений в суды, которые и так загружены. С целью упростить процесс регистрации вещных прав мы можем добиться противоположного результата: эти вопросы будут решаться исключительно в судах.
Что нужно сделать, чтобы упростить эту процедуру, обеспечив существование принципа «единого окна»?
— Это очень глобальный и серьезный вопрос. Я считаю, что на Украине должен быть разработан соответствующий план - в какие законодательные акты должны быть внесены изменения, как синхронизировать эти действия. И только после системной реформы законодательства нужно вынести вопрос о том, как проводить регистрацию вещных прав на недвижимое имущество, на публичное обсуждение - чтобы функционирование такого реестра было эффективным.
Думаю, что законодателям необходимо вернуться и к самому определению: что такое регистрация вещных прав. В законодательстве нужно привести к общему знаменателю два архиважных понятия - права собственности и момента его возникновения, а также вещного права и момента его регистрации.
Сейчас на Украине проводится целый ряд масштабных реформ. В 2010 году Министерством юстиции Украины была утверждена Концепция реформирования нотариата, конечной целью которой должно стать установление единого нотариата. Какие шаги в этом направлении уже сделаны?
— Я не соглашусь с тем, что на Украине нет единого нотариата. У нас есть единый нотариат, поскольку единство нотариата определяется одинаковыми функциями, правами и обязанностями, одинаковыми подходами к определению статуса нотариуса. То есть как государственный, так и частный нотариус проходят одинаковую процедуру отбора, и квалификационные требования к ним одинаковые. Думаю, точкой в этом вопросе станет введение единых тарифов для нотариальных услуг.
Следует отметить, что в нашем государстве создана модель нотариата латинского типа, но с украинским подходом, поскольку наша реформа не предусматривает обязательной ликвидации государственных нотариальных контор. Утвержденная Министерством юстиции Концепция реформирования нотариата не предусматривает этого. Наоборот, мы сегодня говорим о том, что государство предоставляет возможность для создания нотариальных контор с любой формой собственности. Существование в государстве государственных и частных нотариальных контор не является признаком того, что нотариат не является единым.

Еженедельная профессиональная газета «Юридическая практика».

| | | | - | | | | | |