.
Судостроение: не все еще потеряно

Судостроение: не все еще потеряно

mlp / 12.09.2011

Результаты вступительной кампании в вузы города тревожно свидетельствуют, что уже нынешнее поколение николаевцев может утратить нить, которая на протяжении десятилетий связывала жителей нашего города. Я говорю о судостроении. По пятнадцати специальностям в Национальном университете кораблестроения отмечен недобор. Если эта тенденция сохранится, украинские верфи могут остаться без новых кадров.

Выбор молодежи понятен: престиж профессии судостроителя в обществе давно обесценен. Найти работу по этой специальности сегодня практически невозможно. Если бы старожилам сказали такое еще 30-40 лет назад – они бы не поверили, ведь тогда в Украине работали девять высоко оснащенных заводов, составлявших треть судостроения Советского Союза.
Сегодня, по истечении двадцати лет независимости, отрасль оказалась в руинах. И это на фоне увеличивающегося мирового спроса на новые суда. По некоторым оценкам, в период с 2014 по 2018 гг. прогнозируемая необходимость в новых судах возрастает до 120 млн. cgt. И уже известно распределение этих заказов: Южная Корея, Китай, Япония, Вьетнам, Филиппины, Индия. Украины нет даже в самом конце списка. Означает ли это, что для судостроения нашей страны все потеряно?
Мы еще можем выбраться из руин, но произойдет это только в том случае, если руководство страны осознает необходимость государственной поддержки отрасли. Не на словах, которых в последние годы сказано много, а на деле. Не обойтись без специальной программы, которая должна предусмотреть комплекс мер – от создания льготного режима до выработки кредитно-финансового механизма, стимулирующего новое производство.
Для этого не нужно выдумывать что-то новое. Достаточно обратиться за опытом к ряду стран Европы и Азии. Там или государство берет на себя гарантии по кредитованию коммерческими банками строительства судна, или банки кредитуют строительство новых судов под залог имущества той компании, которая их эксплуатирует, в объеме до 80% их стоимости на мировом рынке при ставке кредита 8% с рассрочкой платежа на 8-10 лет. В результате заказчик выплачивает лишь 20% стоимости судна. Остальной кредит возвращается из прибылей, полученных от эксплуатации судна.
Этот опыт нашим чиновникам из правительства хорошо известен. Как и тот экономический эффект, который приносит реализация этих схем, но никто не спешит оформлять подобные инициативы на законодательном уровне. Вместо этого чиновники продолжают бездарно управлять оставшимся у государства имуществом и вставлять палки в колеса частному собственнику.
Возьмем Судостроительный завод имени 61 коммунара. Задолженность по заработной плате на предприятии замерла на отметке 21 миллион гривен. То, что она не увеличивается, безусловно, радует, но как, когда и за счет чего будут выплачиваться существующие долги – никто не говорит. Вместо этого арестовывают банковские счета и винят прежних руководителей, доведших завод до ручки. Но разве не под окнами областной государственной администрации на протяжении многих лет разворовывалось государственное предприятие? Или это заметили только сегодня?
А чего стоит пример с неудачным созданием совместного украино-российского предприятия! Сколько воодушевления было на лицах чиновников и непонимания – у журналистов, которые так и не смогли получить ответ на вопрос: зачем к нам приезжал министр обороны России Сердюков? Казалось, еще чуть-чуть, и ради конъюнктурных интересов в топку истории будут брошены ЧСЗ, завод имени 61 коммунара и комплекс «Зоря-Машпроект». И только охлаждение, проявленное Москвой, отрезвило головы украинских политиков.
Николаев не стал активом Объединенной судостроительной корпорации, и мы не лишились своих суверенных прав. Но и вперед не продвинулись. Промышляем мелким судоремонтом и ходим по миру с протянутой кепкой, собирая деньги на строительство первого украинского корвета. И это устраивает все политические силы, представленные в парламенте. Надеяться, что они изменят свое отношение к судостроению, вряд ли стоит. Остается верить, что во власть придут новые люди, которые придадут национальной индустрии иное развитие.

Вадим Мериков, депутат областного совета

| | | | - | | | | | |