.
Земельный кадастр: азбука для начинающих

Земельный кадастр: азбука для начинающих

mlp / 08.09.2011

Украинскую землю нужно срочно подсчитать и выложить в Интернет уже в 2012-2013 годах. Такое жесткое указание украинские чиновники получили еще летом, когда в начале июля парламент принял закон №8077 «О Государственном земельном кадастре». И о том, что проведение земельной реформы является для страны приоритетной, в очередной раз напомнил президент Виктор Янукович. «Только путем реформ мы сможем обеспечить лидерские позиции Украины на мировом продовольственном рынке и возродить украинское село. Дальше терпеть нищету и несправедливость в сельском хозяйстве просто невозможно», - заявил глава государства на государства 6 сентября, на открытии 9-й сессии украинского парламента.

Почему же так важна для страны реализация земельной реформы? Ответ очевиден: мораторий на продажу украинских земель будет отменен лишь при условии принятия парламентом двух основополагающих законов – о кадастре и о рынке земель. И если первый документ вступит в силу уже с 1 января 2012-го (за исключением некоторых положений), то последний, по прогнозам Госземагентства, будет одобрен в Верховной Раде нынешней осенью.

Как работает система?

Сегодня много говорится о земельной реформе, ее преимуществах и недостатках, перспективах. Однако что же на самом деле представляет собой, например, такой сложный и загадочный механизм, как Государственный земельный кадастр, нынче мало кто знает. Журналистам некоторых изданий и телеканалов, в том числе и «Обозревателю», удалось познакомиться с работой данной системы в городе Гайсин, что в Винницкой области. Данный регион стал пилотным для апробирования автоматизированной программы, как говорится, в действии.

Если говорить коротко: на базе местного отделения Госкомзема открыто «единое окно», куда может прийти местный житель – владелец земли – и зарегистрировать свой участок. Максимальный срок оформления документов занимает 14 дней. По словам чиновников, это позволит не только избавить людей от многочасового стояния в очередях, но и централизованно хранить всю информацию о земельных участках в электронном виде.

Какая же информация об украинских землях должна храниться в кадастре? Номер участка, его границы, информация о собственнике (пользователе, арендаторе), целевое назначение, качество почвы, координаты, денежная оценка, история земельного участка и прочее.

«Сейчас в системе есть данные о 14 млн земельных участков и еще необходимо внести данные о 17 млн участков. В июне 2012 года система должна будет работать на всей территории Украины», - пояснил нам директор департамента Государственного земельного кадастра Госземагентства Игорь Долинский.

Для того, чтобы кадастр заработал, нужно создать не только единую базу данных, но и картографическую основу. По словам чиновников, эта работа также будет завершена в первой половине 2012-го. Уже сделана аэросъемка площади порядка 47 млн га (80% нашей территории) для получения актуальной планово-картографической информации страны.

Кстати, проект по созданию земельного кадастра финансируется за счет кредита Всемирного банка. На эти цели уже потрачено порядка 89 млн. долларов. По словам Игоря Долинского, в 20 млн. долларов обошлись картографические работы, порядка 30-35 млн. долларов ушли на закупку программного обеспечения. Согласно договору между Украиной и Всемирным банком, процесс создания кадастра должен быть завершен в первом полугодии 2013 года.

Когда и что ждать в Интернете?

Планируется, что с 1 января 2013-го Государственный земельный кадастр появится в он-лайн режиме на сайте Госземагентства. Часть этой информации будет бесплатной и в открытом доступе. В частности, речь идет о таких сведениях, как кадастровые номера участков, границы, целевое назначение, форма собственности, ограничения в использовании, данные количественного и качественного учета земель.

По словам специалистов, эту информацию можно будет не только свободно искать и просматривать, но и бесплатно копировать и распечатывать.А вот платными и в ограниченном доступе будут более детальные сведения. «Информация, необходимая для использования банками, нотариатами, землеустроительными организациями. Это сведения о нормативной денежной оценке, земельные угодья, части участка, на которые распространяется действие сервитута или договора субаренды, координаты поворотных точек границ объектов кадастра, бонитировка почв (сравнительная оценка почв по их важнейшим агрономическим свойствам – прим. авт), недра и так далее», - пояснил глава Госземагентства Сергей Тимченко.

Что будет с госактами на землю?

Согласно закону, с 1 января 2013-го государственные акты права собственности на земельный участок выдаваться не будут. Для подтверждения госрегистрации земли заявителю будет бесплатно выдаваться выписка из кадастра. Однако тем, у кого на руках имеются госакты старого образца, беспокоиться не стоит – эти документы будут также действительны, заверяют чиновники.

Источник: finance.obozrevatel.com

| | | | - | | | | | |