.
Мал золотник, да дорог

Мал золотник, да дорог

mlp / 06.12.2010

Уже несколько месяцев на Украине ведутся баталии между властью и представителями малого и среднего бизнеса из-за Налогового кодекса (НК).
Больше всех от нововведений может пострадать малый и средний бизнес. Но на другое рассчитывать и не следовало. Ведь первоначально проект НК разрабатывали Министерство финансов и Налоговая администрация, которые, как государственные структуры, заинтересованы в увеличении поступлений налогов. Второй вариант Кодекса писали А. Клюев, Б. Колесников, С. Тигипко, М. Бродский… То есть представители крупного бизнеса, который также не заинтересован в функционировании малого бизнеса.
А считались с мнением малого и среднего бизнеса?.. Вроде бы да. Провели общественные слушания. Получили предложения. Даже какую-то их часть внесли в проект НК. Но по сути налоговый пресс на малый и средний бизнес не ослабили.
Вряд ли кто-то из читателей имеет четкое представление о значимости малого и среднего бизнеса для экономики Украины и Николаевского региона в частности.
Если в местной прессе и появляется информация о поступлении налогов в городской и областной бюджет, то озвучивают лучшую десятку налогоплательщиков, т.е. крупные предприятия.
В этом году Главное управление статистики в Николаевской области предоставило некоторые данные о вкладе малого и среднего бизнеса в социально-экономическое развитие области. Но, прежде чем дать читателю эту информацию, следует разобраться, что такое малый бизнес.
В мировой практике используются различные организационно-правовые формы предприятий, которые определяются национальным законодательством отдельных стран. Законы придают им статус юридического лица, которое обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, выступает в гражданском обороте, в различных судах от своего имени.
В США к категории малых, имеющих право на налоговые преференции относят предприятия с числом работающих до 500 человек, размером активов не больше $5 млн и годовой прибылью не более $2млн.
На Украине в соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численностью его работников к категории малых предприятий относят следующие: в промышленности и строительстве - до 200 работников; в науке и научном обслуживании - до 100 работников; в иных отраслях производственной сферы - до 50 работников; в отраслях непроизводственной сферы - до 25 работников; в розничной торговле - до 15 лиц.
Как видим, малый бизнес - это не торговля бабушек сигаретами и семечками на пешеходных тротуарах или зеленью на подходах к рынкам.
Не все прозрачно и открыто в малом и среднем бизнесе. Именно здесь распространены зарплаты «в конвертах». Но не налоговая ли политика государства подтолкнула их к этому? Не для того ли крупные предприятия разбивают на несколько мелких, чтобы экономить на налогах?
Законодатели (представители крупного бизнеса) решили объявить войну малому бизнесу. «Ну вот, смотрите, у нас зарегистрировано 3 млн плательщиков единого и фиксированного налогов. Потенциальный уход от налогов: на прибыль, в пенсионный фонд, НДС - 500 тыс. на один паспорт. Умножьте - и вы получите 1,5 трлн грн. - оборот размером в полтора украинских ВВП и практически не облагаемый налогом!» - сказал Б. Колесников в одном из интервью.
Оставим на совести большого чиновника такие заявления и цифры. Хотя было бы уместно отметить сколько денег малый и средний бизнес кроме налогов, заносит в кабинеты чиновников, чтобы сохранить и развивать свой бизнес. Например, экс-министр экономики и экс-глава Госфинуслуг В. Суслов заявил, что на Украине процветает «коррупционный налог», когда за любое разрешение нужно заплатить чиновнику. «По неофициальным оценкам, фактически это второй государственный бюджет, то есть за счет коррупционного налога экономика и граждане тратят еще столько же, сколько официально уплачивается в виде налогов», - отметил известный экономист.
Для того чтобы ответить на вопрос о целесообразности существования малого и среднего бизнеса, наверное, стоит показать некоторые цифры, которые характеризуют его работу на Николаевщине.
По информации Главного управления статистики в Николаевской области, в 2009 году в нашем регионе на 10 тысяч населения приходилось 4 средних и 75 малых предприятий. Если учесть, что по состоянию на 01.06.09 в области проживало 1192,7 тыс. человек, то простейшие арифметические подсчеты показывают, что малый и средний бизнес региона - это 9,5 тыс. предприятий.
По данным статистики, в 2009 году количество субъектов малого предпринимательства с учётом фермерских хозяйств и физических лиц-предпринимателей составило 830 единиц на 10 тыс. человек населения области, что на 10% больше, чем в 2008 году. Среди регионов страны по этому показателю Николаевская область заняла второе место после г. Киева (1012 субъектов).
В 2010 году сельскохозяйственное производство в области осуществляют 4,3 тысячи предприятий, а из них 3,5 тысячи - фермерские хозяйства.
Среднее количество лиц, занятых в малом предпринимательстве, составило 173 тыс. человек, или четверть населения области трудоспособного возраста. По сравнению с 2008 годом общее количество лиц, занятых в сфере малого предпринимательства, увеличилось на 3% за счёт увеличения числа занятых у физических лиц-предпринимателей на 6%.
Малый и средний бизнес обеспечивает рабочие места в торговле, ремонте автотранспорта, бытовых изделий и предметов личного потребления (13,5 тыс.); в компаниях, которые осуществляют операции с недвижимостью, арендой, инжинирингом и предоставлением услуг предпринимателям (10,5 тыс.); в строительстве (7,3 тыс.), в финансовой сфере (4,5 тыс.), деятельности гостиниц и ресторанов (1,6 тыс.).
Среднемесячная заработная плата одного наемного работника по области составляла 1634,70 грн. Если рассмотреть по отраслям деятельности, то цифры еще более внушительные. В 2010 году среднемесячная зарплата работников финансовой сферы составила 3274 грн., на транспорте и связи - 2958 грн., в промышленности - 2688 грн., торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий - 1568 грн., строительстве - 1368 грн., гостиницах и ресторанах - 1340 грн.
Объем реализованной продукции работ, услуг (без НДС, акциза) составил 42, 847 млн. грн. Из них на средних предприятиях - 13,7 млн. грн. и на малых - 9,5 млн. грн.
В 2009 году удельный вес реализованной продукции (работ, услуг) малых предприятий, занятых в сфере материального производства (без учета фермерских хозяйств), составил 24% против 17% в 2006 году. В частности, доля объемов сельскохозяйственной продукции, реализованной малыми предприятиями, увеличилась с 4% до 7%, промышленности - с 7% до 10%, строительства - с 6% до 7%.
В непроизводственном секторе экономики региона расширялись услуги в сфере операций с недвижимым имуществом. Удельный вес этих услуг вырос с 4% в 2006 году до 7% в 2009 году. Увеличилась доля услуг транспорта и связи - с 3% до 5%. При этом, наиболее популярным видом деятельности остается торговля, хотя ее доля сократилась - с 74% до 63%.
Вся эта статистика напомнила старую поговорку: «Мал золотник - да дорог».
По замыслу авторов проекта НК модернизированные крупные предприятия обеспечат повышение эффективности производства и конкурентоспособности украинской экономики. При этом предполагается, что возрастут доходы работающих на этих крупных предприятиях, и это должно стимулировать спрос на все товары, продукты и услуги. Это значит, что локомотивом модернизации украинской экономики должна стать крупная промышленность, принадлежащая крупному украинскому и зарубежному капиталу.
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии М. Погребинский предупреждает, что такого рода модернизация неизбежно будет сопровождаться масштабным высвобождением рабочей силы.
В Николаеве подтверждением предупреждения являются судостроительные заводы. На «Океан» работало 12 тыс. корабелов, а сегодня - около 1,5 тысяч. Еще более красноречивые цифры по Черноморскому судостроительному заводу. Не увеличилось количество работников и на НГЗ. И этот перечень можно продолжить…
Занять высвобожденных работников смог только малый бизнес. И это не только в Николаеве, но и во всем мире. Получается, что налоговый прессинг на малый бизнес - это прямой путь к росту безработицы, которая всегда тянет с собой рост преступности?
Украина выбрала капиталистический путь развития. Ну, уж если это случилось, то не следует «придумывать велосипед», а хотя бы использовать мировой опыт.
Например, сегодня в США около 55% всех занятых работают в малом бизнесе. Именно малые предприятия дают там более 55% всех инноваций в стране.
В Германии субъекты малого бизнеса дают до 57% добавленной стоимости и привлекают 46% инвестиций.
В Китае на малых предприятиях занято около 60% трудоспособного населения страны. Именно предприятия малого бизнеса производят основную часть экспортной продукции.
Преференции, которые обещают в проекте НК николаевским судостроительным предприятиям, вряд ли смогут улучшить экономическое положение Николаева. Сегодня население не «загонят» на судостроительные верфи, если оно привыкло работать в торговле.
При этом нужно учесть, что на Ялтинском саммите президент Виктор Янукович определил приоритеты: инновационность, переход к экономике знаний, информационные технологии, социальный характер экономики. А это, прежде всего, малый бизнес. В развитых странах именно он, а не крупные корпорации, вносит существенный вклад в инновационное развитие, научно-технический прогресс, поддержание занятости.
Новый НК Украины не учел мировую практику, которая свидетельствует о том, что нормальная налоговая система может быть только при наличии «трех китов»: равенства условий, низких ставок и системы опеки тех, кто не платит налоги. Самый большой удар по упрощенной системе оказался не в ставках, а в том, что «единоналожники» лишаются права предоставлять услуги юридическим лицам. Если законодательная и исполнительная власть в Украине источниками компенсаций бюджетных потерь, которые возникнут после снижения налоговых ставок, видит только в малом бизнесе, то это может иметь очень негативные последствия для социально-экономического развития Украины.
Модернизация украинской индустрии, безусловно, необходима, но проводить ее нужно не за счет малого бизнеса. А лишить украинца его дела, значит породить агрессию.
«Налоговый бунт» предпринимателей породил массу вопросов касательно администрирования налогов и спецрежимов налогообложения в части упрощенной системы. Однако были единые прогнозы о том, что это приведет к росту коррупции.
26 ноября председатель Верховной Рады В. Литвин подписал новый НК. Слово осталось за Президентом.
Незапланированное посещение майдана В. Януковичем и Н. Азаровым показало украинцам, что власть не оставила без внимания протесты. Руководители страны заявили, что «подошли недостаточно внимательно к общественным слушаниям проекта НК, не уделили достаточного внимания тем, кто работает на упрощенной системе налогообложения». Виноватыми оказались советники.
Президент сказал, что одной из причин наложения вето является ужесточение администрирования налогов. «Я против того, чтобы этим кодексом усиливать административное давление налоговой администрации на бизнес», - сказал В. Янукович.
Чтобы снять напряженность в обществе, 30 ноября, перед отлетом в Казахстан, президент заявил, что он применил вето к НК. Рабочая группа должна представить ему изменения, и если они будут соответствовать требованиям, которые стоят перед НК, то он подпишет документ и передаст его в парламент.
Председатель фракции Партии регионов А. Ефремов несколькими часами позже «подкорректировал» заявление президента, заявив, что на НК наложено частичное вето и уже в четверг в Верховной Раде будут рассмотрены поправки к кодексу.
Эксперты не исключают того, что «налоговый бунт» может привести к кадровым изменениям и все спишут на «плохих бояр», к числу которых можно отнести М. Бродского, С. Тигипко и Н. Азарова.
А. Ефремов заявил, что ветирование НК не приведет к отставке правительственных чиновников, которые его разрабатывали, поскольку чиновники могут «иметь право на ошибку».
В близких к правительству кругах говорят, что кандидатами на пост премьера могут быть А. Клюев и Ю. Бойко. Последний имеет немного больше шансов, зато он погряз в газовых переговорах с Москвой. Есть еще вице-премьер по Евро - 2012 Б. Колесников, который пользуется поддержкой Р. Ахметова. Если в результате кадровых ротаций премьером станет этот новый в чиновническом мире человек, то нельзя исключить, что политическая стабильность в стране окончательно уйдет в небытие, поскольку «второе правительство» - Администрация Президента Украины - в лице С. Левочкина без боя в отставку не уйдет.
Для руководства страны главным является Госбюджет - 2011, который оно планирует принять 20 - 24 декабря.

Ю. Щетинин.

| | | | - | | | | | |