.
Кто заплатит за налоги? Большой бизнес готовит удавку для малого

Кто заплатит за налоги? Большой бизнес готовит удавку для малого

mlp / 11.11.2010

Конституция Украины запрещает референдумы по вопросам налогов, бюджета и амнистии. Логика этого положения понятна – если говорить о налогах, как в нашем случае, то народ будет естественно голосовать за их уменьшение и против их увеличения, даже вопреки возможной объективной необходимости.

Конституция Украины запрещает членам Кабинета министров совмещать свою служебную деятельность с другой работой, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия. Логика этого положения тоже понятна – чиновник, занимающийся другой работой, помимо министерской, рано или поздно неизбежно становится жертвой конфликта интересов.
Закон требует от высокого чиновника ежегодного обнародования декларации о доходах. При этом ни в одном открытом источнике не прописаны размеры зарплат и пенсий народных депутатов, министров, Президента и руководителей его Администрации – о них можно узнать только из деклараций путем простейших арифметических операций. Редкая декларация госслужащего отражает то, чем он реально владеет, – доказано многочисленными расследованиями.
В Украине крайне непрозрачная структура частной собственности. Узнать о том, кому реально принадлежит то или иное предприятие, зарегистрированное, как правило, в оффшорной зоне, зачастую можно, только проанализировав биографии формальных руководителей и зиц-владельцев этих предприятий, или проследив его связи с другими предприятиями.
Для борьбы с коррупцией предполагалось введение обязательной проверки на предмет работы и имущества не только госслужащих, но и членов их семей, на которых чиновники часто оформляют свои предприятия. Однако эти положения недавно отменил самый гуманный в мире Конституционный суд.
Политические партии Украины не отчитываются об источниках средств на их содержание и ведение избирательных компаний. О том, чьи интересы стоят за той или иной политической силой, мы можем судить только по содержанию партийных списков.
В Соединенных Штатах Америки лоббизм – это легальная сфера деятельности. Те, кто ею занимаются, отчитываются об оказанных услугах и полученных за них гонорарах. В Украине о том, кто, как и для кого лоббирует, мы можем узнать только по содержанию нормативно-правовых актов, исходящих – на центральном уровне – от народных депутатов, Кабинета министров и Президента.
Вы можете знать или догадываться. Но вы почти ничего не можете доказать. Во властных кругах Украины очень сильна корпоративная солидарность. В том числе, солидарность любой власти с любой оппозицией. Законы и политическая традиция в Украине действуют так, что все во всем виноваты, каждый чиновник – заложник своих коллег и начальства, и может выбирать только между тем, быть ли ему подельником или жертвой. Поэтому случайные люди не попадают на вершину власти. Лучше любого профессионала – кум, отец, сын, брат, друг.
Такое развернутое вступление – это общий, моральный, фон, на котором сегодня ведутся баталии между властью и представителями малого и среднего бизнеса. Объект борьбы – Налоговый кодекс. Сначала от его подготовки отстранили Министерство финансов и Налоговую администрацию – как структуры, специфически заинтересованные. Второй вариант Кодекса писали Андрей Клюев, Борис Колесников, Сергей Тигипко, Михаил Бродский… То есть, – крупный бизнес, который тоже, можно сказать, заинтересован…

Бойся данайцев…

Возникновению этого документа предшествовало бутафорское «всенародное обсуждение», пришедшееся на период летних отпусков. Тем не менее, документ получил тысячи «всенародных» поправок. Но – перефразируя известное высказывание известного человека – важно, не что предлагают, а кто обобщает.
Что бы ни содержалось в этих поправках, в готовом документе, уже принятом в первом чтении Верховной Радой, отразилось мировозрение тех, кто собственно занимался его написанием. Итоговый вариант Налогового кодекса вывел на улицы областных центров и столицы сотни предпринимателей, заявивших об уничтожении их бизнеса. Теперь они требуют повторной отмены Радой принятого Кодекса, и создания новой рабочей группы для написания другого проекта, в которую вошли бы независимые эксперты – и представители малого и среднего бизнеса…
Наиболее громко высказанные претензии касаются упрощенной системы налогообложения. Согласно проекту Налогового кодекса, годовой оборот для упрощенцев снижен с 500 до 300 тысяч гривен, а ставка единого налога повышена до 600-1500 гривен в месяц. Кроме того, упрощенец может иметь не более двух наемных работников, и не может получать более половины своего дохода от одного клиента. Кроме того, существенно ограничен перечень сфер деятельности, где вообще может применяться упрощенная система.
По задумке авторов Кодекса, такие рамки для малого бизнеса должны устранить распространенные злоупотребления, когда, например, крупное предприятие разбивается на несколько мелких, и существенно экономит таким образом на выплате налогов.
Однако в своем благом стремлении пресечь мошенничество законодатели-представители крупного бизнеса, недолго думая, решили накрыть сразу весь малый бизнес.
«Ну, вот смотрите, у нас зарегистрировано 3 млн. плательщиков единого и фиксированного налогов. Потенциальный уход от налогов – на прибыль, в пенсионный фонд, НДС — 500 тыс. на один паспорт. Умножьте, и вы получите 1,5 трлн. грн. – оборот размером в полтора украинских ВВП и практически не облагаемый налогом! Представляете?» - сказал Борис Колесников в одном из интервью.
Сами же предприниматели подсчитали, что, за вычетом всех необходимых сборов, на руках у них остается сущий мизер, недостаточный даже для выживания, не то, что для развития.
Парадокс ситуации, что вопреки всем громким заявлениям, та же власть согласилась оставить упрощенку. Об этом говорилось 4 ноября на совместном заседании комитета ВР по вопросам налоговой политики под председательством «регионала» Виталия Хомутынника с представителями предпринимателей. Его участникам был роздан текст меморандума с пунктами, по которым власть готова на компромисс, - как раз в отношении упрощенной системы. Окончательный его вариант был даже существенно изменен и расширен. Однако часть присутствующих на заседании предпринимателей от подачки отказалась, и документ подписан не был.
Хомутынник и те, кто стоят за ним, добились, впрочем, главного – раскола в протестном движении. Самая массовая часть протестующих получила обещание власти об удовлетворении их требований. О том, сколько подводных камней могут встретить предложенные поправки на пути в кабинет Президента, из которого проект НК выйдет уже законом, глава комитета предпочел не распространяться. Но только нет никаких гарантий, что в Раде они наберут большинство.
Это как раз учли те, кто отказался от хомутынникового троянского коня. В распространенном ими заявлении подчеркивается, что, приняв «региональный» дар, предприниматели так или иначе становятся соавторами того, что скоро выйдет в свет за подписью Януковича. И пенять им останется только на себя.

«Ребята, постепенно привыкайте»

Таким образом, речь идет не о фактической ликвидации или сохранении упрощенной системы. Спор ведется о сохранении старого или написании нового проекта Налогового кодекса. Причем предприниматели настаивают на том, что писаться новый должен непосредственно их представителями. Но – подчеркивают они: суть вопроса не в том, чтобы не платить налоги, а в том, чтобы все платили налоги честно. Начиная от аффилированного с властью крупного бизнеса и самих представителей власти.
Заявления же последних только подтверждают опасения предпринимателей, что своей цели в отношении малого и среднего бизнеса власть таки добьется. Глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский в своем блоге 4 ноября написал:
«Я понимаю людей, которые не хотят платить налоги. Это нормально. И люди по конституции имеют право высказывать свое мнение - под Верховной Радой в том числе. Но я считаю, что нужно помнить и об остальной стране, в которой живет 46 миллионов человек. И они тоже имеют право на жизнь, на достойные зарплаты и пенсии. А то у нас говорят: «Ой-ой-ой, какая у нас маленькая пенсия в стране - 700 гривен» или «Ой-ой-ой, какая маленькая зарплата - 1200 гривен». Так, господа, а за счет чего она будет больше, если у нас предприниматели отдают 200 грн и не хотят платить даже в Пенсионный фонд. Хоть, по сути, этого тоже мало. Поэтому одни люди имеют право на пикеты, а другие имеют право на жизнь. Ребята, постепенно привыкайте к нормальной стране».
Это тот самый Бродский, который полгода назад говорил, что «одновременно с Налоговым кодексом нам нужно менять и страну, в которой мы живем. Я за повышение налогов для очень богатых и введение для них прогрессивной шкалы налогообложения. Я за ограничение максимальных пенсий и ликвидацию такого рудимента, как пенсии в 100 тыс. грн. Нахожу также необходимым отменить практически все льготы, ибо льготы — это коррупция и недобросовестная конкуренция. Считаю, что правительство должно подтвердить, что для малого и среднего бизнеса в ближайшее время не будет повышения налогов, в том числе — в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования» .
Борис Колесников в одном из недавних интервью заявил, что «мы не предусматриваем налоговых преференций малому бизнесу. Потому что, если в одном поле существуют два разных по налогообложению субъекта, один из них будет банкротом. Недавно Михаил Бродский проводил совещание с владельцами супермаркетов. Они говорят: мы платим налог на прибыль, подоходный налог, в пенсионный фонд, а вокруг нас 100 киосков, которые ничего не платят. Как мы можем конкурировать? Все субъекты предпринимательской деятельности, начиная с Auchan и заканчивая бабушкой на базаре, должны платить одинаковые налоги. Иначе это недобросовестная конкуренция… Продажа печенья в супермаркете и на базаре не отличается» .
Почему вице-премьер не учел, что себестоимость печенья для торговца на базаре и для супермаркета отличается, как отличается объем выручки владельца супермаркета и владельца киоска? И что сравнивать продажу печенья на базаре и в супермаркете – все равно, что ставить знак равенства между производством «Контиков» у него на фабрике и у него дома на кухне?

Повторение пройденного

На самом деле, каждая из сторон, наверное, в чем-то объективно права, а в чем-то – нет. Но ключевой вывод из всей этой налоговой эпопеи напрашивается один: исходя из бытия нынешних властьимущих, их сознание подсказывает им один ответ на все государственные беды: отнять, запретить, придавить, взять все, что можно – не у своих, - и кое-как поделить. Ключевое замечание потенциальных невольных спасителей государственного бюджета и Пенсионного фонда – никто, нигде и никак не предоставил расчетов, какого же экономического эффекта ожидается достичь от принятия Налогового кодекса в его нынешней редакции. Никаких обоснований.
Игнорируется тот бесспорный факт, что привести в порядок государственные финансы невозможно без наведения порядка в сфере государственного управления, в бюджетной сфере, в том же Пенсионном фонде, без ликвидации чудовищной разницы между максимальными и минимальными пенсиями, без контроля над собственными хватательными рефлексами, и так далее. Свои неспособность и нежелание проводить реальные, уже заговоренные, реформы власть в очередной раз пытается компенсировать «экспроприацией у экспроприаторов», снова выбивая почву из-под ног зачастую самых активных, творческих и инициативных членов общества, снова загоняя их на заводы, стройки, шахты и в колхозы. Как это было и чем это кончилось, мы все знаем.
«Самое важное – правильный налоговый режим. Понятно желание государства собрать как можно больше денег. Вместе с тем – чем выше налоговое бремя, тем медленнее развивается бизнес, тем слабее малый бизнес, тем хуже занятость населения… Оказывается, что страны, в которых суммарные налоги не превышают 20% ВВП, развиваются наиболее быстро… Нельзя сказать, что это единственное условие. Необходимы низкие налоги в стране, которая эффективно их собирает. Есть страны, где высокие налоги, а собирается их очень мало. Такое происходит там, где государства как такового нет, а его заменяют политические сообщества. В этих странах проблемой являются не налоги, а отсутствие нормальной жизни». Это из интервью бывшего министра экономического развития Грузии, автора грузинских реформ Кахи Бендукидзе.
«Налоговые каникулы для малого бизнеса» . Это из президентской программы Виктора Януковича «Украина для людей». Пока что ее еще можно найти на президентском сайте, но со временем становится все смешнее читать.

Юлия Абибок, «ОстроВ»

| | | | - | | | | | |