.
Л. Козаченко о перспекттивах предпримательства.

Л. Козаченко о перспекттивах предпримательства.

mlp / 18.06.2010

Интервью главы Совета предпринимателей при Кабмине РБК-УКраина.

РБК-Украина: Планируются ли изменения в структуре Совета предпринимателей?
Л.К.: Мы не планируем радикальных изменений. Возможно, будем совершенствовать работу, которая проводилась до сих пор, потому что она не была плохой. Самое главное, что удавалось предыдущему руководящему составу, - наладить хорошие контакты с большим количеством профессиональных объединений. Был сделан неплохой сайт и мы его также будем активно использовать. Мы немного увеличим группу экспертов, которые будут работать в секретариате Совета и еще более усилят коммуникации с отраслевыми объединениями и с отдельными предпринимателями, чтобы мониторинг тех проектов документов, которые готовит правительство, был динамичным, и чтобы активнее была обратная связь.


РБК-Украина: Есть ли предложения, наработанные Советом относительно пакета законопроектов, разработанных Кабмином по дифференциации налоговых ставок для юрлиц и физлиц?
Л.К.: Мы взяли на контроль, чтобы инициативы правительства максимально учитывали предложения, наработанные Советом предпринимателей. Было свыше 50 предложений, которые касались сохранения упрощенной системы налогообложения. Также есть предложения по ранжированию упрощенцев, т.е., введение определенных ограничений, например, для тех, кто оказывает юридические, консалтинговые, маркетинговые услуги. Было предложено исключить эти категории из упрощенной системы, поскольку там есть злоупотребления. Много мощных юридических компаний используются как механизм избежания уплаты налогов, и проверить это чрезвычайно трудно.
Были также введены определенные предложения относительно обязательности использования кассовых аппаратов для определенных категорий. Есть разграничение между юридическими и физическими лицами в части общей суммы денежного оборота, при котором устанавливается предел использования упрощенной системы налогообложения. Есть изменения в системе проведения проверок деятельности предприятий - их существенное уменьшение, и вводится мораторий на проведение таких действий.

РБК-Украина: Эти предложения полностью вошли в проект документа, разработанного правительством?
Л.К.: Были определенные замечания и изъятия. Сейчас идет дискуссия по этому поводу, к которой мы привлекаем руководителей отраслевых ассоциаций. У нас пока идет конструктивный диалог. Конечно, тяжело проходит такой диалог с налоговой администрацией, но, считаю, что мы найдем компромиссы. На нынешней сессииВерховная Рада может рассмотреть изменения, я не вижу препятствий.

РБК-Украина: Привлечен ли Совет к разработке Налогового кодекса? Какие инициативы есть в этом направлении?
Л.К.: Очень много существенных изменений предлагает новый Налоговый кодекс. Над ним уже более двух месяцев работает большая группа представителей Совета предпринимателей при Кабмине. Есть практически готовый документ, который парламент будет рассматривать в первом чтении. Скажу, что он существенно меняет налогообложения в государстве, вносит много нового понимания в отношения государства и бизнеса.
Главное, на чем мы настаивали, чтобы государство и бизнес были равны перед законом, и ответственность была одинаковой. Например, действовала такая норма, когда государство, с одной стороны, могло взимать определенные штрафы за несвоевременную уплату налогов, а предприниматели не имели права взимать пеню и штрафы, если государство действовало незаконно. Есть много других предложений, которые устанавливают налогообложение различных категорий бизнеса: малого, среднего, крупного.
Думаю, этот законопроект требует дискуссии. Пока мы не видим в этом проблем. Есть содействие и премьер-министра, и вице-премьера Сергея Тигипко, который отвечает за это направление. Хотя последние рабочие встречи носили очень острый характер в плане дискуссии между налоговой администрацией, Минфином, таможенными органами и представителями бизнеса. Это говорит о том, что власти не всегда соглашаются на либеральные методы, которые необходимы для того, чтобы бизнес мог ожить и заработать лучше.

РБК-Украина: В чем основные противоречия между представителями контролирующих органов, министерств и бизнеса?
Л.К.: Проблема, видимо, достигает моментов, которые связаны с ментальностью. У нас просто осталось понятие со времен СССР, что если ты власть - ты все, если ты предприниматель - ты никто. Мы знаем, что в демократических государствах власть подотчетна бизнесу. И наибольшие недоразумения заключаются в этом.
В проекте Налогового кодекса органы власти хотят во многих случаях иметь безапелляционные права, дополнительные контролирующие возможности. Мы не против этого, но часто такие дополнительные действия разрушают бизнес - и у нас никогда не было права требовать от государства компенсации таких убытков. Сейчас, если мы найдем общий язык в том, что государство будет отвечать, это будет прогрессивно. А что такое государство? Это конкретный чиновник. Если, скажем, государство несвоевременно платит НДС, то за это должен отвечать конкретный чиновник. Если предприятие обратится в суд и выставит государству штраф за несвоевременную уплату, то тогда будут разбираться, почему так произошло и какой конкретный работник налоговой причастен к этому факту. Это предусмотрено проектом Налогового кодекса. Там также многие другие изменения, которые предусматривают введение европейской практики.
Также планируется уменьшение налога на прибыль. Есть 2-3 варианта, как уменьшить налоговую нагрузку для различных категорий предпринимателей, будут разные цифры.

РБК-Украина: Проект Налогового кодекса предусматривает унификацию бухгалтерского и налогового учета. Какими могут быть для бизнеса результаты таких изменений?
Л.К.: Это дает многое. У нас разница между налоговым и бухучетом иногда приводит к определенной абсурдности. Во-первых, такого нет в ЕС. Сегодня большое количество украинских предприятий хочет выйти на фондовый рынок, попасть в листинг, внедрить европейскую систему учета для того, чтобы покупатели ценных бумаг могли анализировать деятельность предприятия. Но они не могут этого сделать, и все, кто сегодня имеет соответствующую капитализацию своего бизнеса на мировых биржах, ведут двойной учет - украинский и международный. Поэтому унификация имеет большое значение и принесет много пользы. В кодексе говорится, что является расходами и как их считать, что такое амортизация. Используется европейский опыт унификации отчетов и балансов.

РБК-Украина: Заработает ли в Украине автоматическое возмещение НДС, что предусмотрено проектом Налогового кодекса, и какие еще дополнительные меры, помимо нового закона, необходимые для внедрения такого механизма?
Л.К.: Во-первых - политическая воля, во-вторых - жесткая дисциплина. В России запускают такой механизм, почему он не может работать в Украине? Вы декларируете свое право на НДС и вы должны получить с момента декларации в течение десяти дней этот налог. Если вы незаконно задекларировали свои права, то должны быть жестко наказаны, и всегда в налоговой администрации есть возможность проверить, законно ли вы получили возмещение по НДС. Но тот порядок, который есть сейчас, фактически дает возможность применять манипуляции - и в течение года вы не будете фактически ничего получать. А если и получите, то все прекрасно знают, как это происходит, и как договариваются с контролирующими органами.

По материалам РБК-Украина.

| | | | - | | | | | |