.
Татьяна Ефименко о новшествах в системе налогообложения.

Татьяна Ефименко о новшествах в системе налогообложения.

mlp / 18.05.2010

Заместитель министра Минфина Т. Ефименко дала интервью «Зеркалу недели». Предоставляем сокращенный вариант.

— Как вы знаете, базовый вариант Налогового кодекса был разработан еще в 2007 году, однако не был проголосован Верховной Радой. А ведь за эти 2,5 года произошло достаточно много событий в мире, в Украине, резко изменивших необходимый характер менеджмента в государстве. Поэтому сегодня в Европе больше придерживаются того мнения, что налоговое законодательство нужно не гармонизировать, а координировать. Этот инструмент рыночного управления должен применяться исходя из состояния конкретной национальной экономики и ее особенностей.

- Я только что была на встрече с крупными товаропроизводителями акцизной продукции, алкогольной и табачной. Обсуждалось повышение акцизов. У них единственное условие: мы согласны с повышением акцизов, только нужно, чтобы все платили одинаково. Легальные производители сегодня говорят о том, что они готовы нести налоговую нагрузку при условии, что им не будут конкурентом теневики. Они будут повышать производительность труда, уплачивая налоги даже поступаясь частью прибыли.

— Налоговое бремя в Украине не выше, чем в европейских странах. По итогам 2009 года, оно составило в Украине 37,2% ВВП (с учетом доходов внебюджетных социальных фондов), снизившись к уровню предыдущего года на 1,7 процентного пункта. Согласно последним исследованиям Евростата, среднее налоговое бремя по 27 странам Евросоюза составляет 39,8% и колеблется в диапазоне от 29,4% в Словакии и Румынии до 48,7 — в Дании.
Прирост налоговых доходов в бюджете 2010 года составит 36,3% к уровню 2009 года. Одним из основных факторов роста станет более эффективное администрирование, равномерное распределение налоговой нагрузки. Как было отмечено, мы уже обсудили проблему роста акцизных ставок и договорились о том, что ничего страшного там не произойдет.

— Мы предполагаем, что рост цен на бензин с учетом увеличения акцизного сбора составит 107,5%, что сопоставимо с прогнозным среднегодовым индексом потребительских цен в 2010 году — 112,2%. Теперь перейдем к другим налогам. Налог на прибыль. Мы предложили рассрочить на пять лет убытки, которые накопились по состоянию на 1 января и составляют около 80 млрд. грн. Подобная антикризисная норма известна, она применялась, в том числе и в Украине в 2003—2007 годах. Мы совещались с крупными налогоплательщиками реального сектора экономики. Это было не в режиме «мы посоветовались, и я решил». Это было честное совещание. Дискуссия была достаточно активной. Наши доводы заключались в том, что основная доля таких убытков у добросовестных субъектов хозяйственной деятельности была связана с резкими колебаниями валютного курса, снижением деловой активности. Стабилизация макроэкономической ситуации, рост производства позволят постепенно поднять рентабельность производства.

— Между налоговой администрацией и предприятием не должно быть посредников, которые на этом зарабатывают (речь об электронных накладных). Будем обсуждать этот вопрос с налоговой, как сделать процедуру доступной и понятной всем налогоплательщикам. Должно быть принято соответствующее решение.

— Философию взаимоотношения налоговых органов и теневых плательщиков на данном этапе развития экономики можно сравнить с проблемой пули и брони. Чем крепче пуля, тем крепче броня. И наоборот. Могу вас заверить: в вопросах, связанных с применением механизмов администрирования по отношению к теневому сектору, сначала используются методы убеждения, а затем — исключительно такие методы, которые разрешены законом.

— Мы будем пытаться реализовать подобные нововведения (налог на роскошь и двуставочный тариф подоходного налога) в Налоговом кодексе. Хорошо известно, что когда в Украине ввели плоскую шкалу, поступления от налога на доходы физлиц начали постепенно расти. Ваш аргумент о значительной тенизации экономики как раз говорит о том, что дифференцированную нагрузку надо вводить взвешенно.

— В обществе надо обеспечить встречное движение между самыми высокими и самыми низкими доходами. Экспроприировать экспроприаторов — это мы уже проходили. Я считаю, надо идти путем роста минимальных доходов, подтягивая их к более высокой планке. И по такому пути мы идем — может быть, не с той скоростью, с которой хотелось бы. Это — принципиальная позиция.

— Думаю, надо начинать с базы налогообложения. В ближайшее время актуальной является проблема, как собрать налоги с доходов от депозитов. При нынешней ситуации на финансовом рынке банкиры в один голос скажут о том, что население начнет забирать свои вклады.

— А что касается дифференцированной шкалы, то нам нужна логично и грамотно построенная оценка объекта налогообложения. С тем, чтобы мы четко понимали, где же те сверхвысокие доходы, кроме заработной платы, с которых не уплачиваются налоги. Я считаю более справедливым другой путь — легализацию. Надо сначала дать право всем гражданам объявить о своих реальных доходах. А уже потом применять методы непрямого налогообложения.

— В настоящее время подготовлен проект закона по налогу на роскошь, он сейчас обсуждается. В этот проект внесено достаточно много новых норм, которые прежде всего связаны с акцентом на налогообложение недвижимости. Мы считаем, что налог на недвижимость должен стать главным компенсатором и средством укрепления финансовой базы местных бюджетов. Наша проблема — и по земле, и по недвижимости — заключается в том, что вначале нужно завершить создание государственного земельного кадастра и привязать к нему оценку недвижимости. Ведь стоимость строения прямо зависит от его месторасположения. В принципе, мы намерены воспользоваться примерами лучшей европейской практики, предполагающей привязку налоговых ставок к стоимостной оценке объекта. Но как первый шаг мы предлагаем налогообложение, привязанное к натуральным оценкам. К квадратным метрам например. Без привязки к стоимости земли. В разных вариациях законопроекта о роскоши рассматривались несколько вариантов: налогообложение жилой площади либо свыше 300 кв. метров, либо свыше 500. Точно так же и по отношению к земле в собственности: предположим, начиная с площади свыше полгектара.

— Я очень надеюсь, что уже в начале июня мы опубликуем проект Налогового кодекса на сайте Министерства финансов. Пока же мы намерены работать с экспертами Всемирного банка, украинскими учеными, аудиторами, практиками, чтобы этот проект был воспринят в обществе. Одновременно с проектом Налогового кодекса мы собираемся презентовать не только совокупность ставок, норм. Должно быть ясно в перспективе, произошло ли в результате уменьшение удельных норм потребления ресурсов, энергии. Потому что налогообложение — это не самоцель, а способ регулирования национальной экономики. Нам нужно в течение месяца его обсудить и принять перед уходом парламента на каникулы. Это позволит построить расчеты бюджета на 2011 год на новых нормах.

— Мы собираемся уменьшить количество местных налогов. А что касается введения новых налогов… Мы говорим, что срок введения того или иного налога будет зависеть от того, как будет организована налоговая нагрузка в целом. Если, к примеру, вводить налог на недвижимость с организаций, то это ни в коем случае не должно вести к увеличению общей налоговой нагрузки.Один из главных критериев налогового регулирования на микроуровне состоит в том, чтобы налоговая нагрузка не росла. Чтобы она равномерно распространялась на всех, учитывая объемы теневой экономики.

— Минфин считает, что малый и средний бизнес должен платить пенсионные взносы с минимальной заработной платы. И это тот шаг, который позволит сократить дефицит Пенсионного фонда.

— Есть проект концепции (о выводе видов предпринимательства из упрощенной системы), с ним можно ознакомиться на сайте Госкомпредпринимательства. В рамках этой концепции мы сегодня обсуждаем, какими должны быть законодательные решения. Наша сегодняшняя позиция состоит в том, что правила упрощенной системы не должны распространяться на такие виды деятельности, как посреднические услуги, продажа подакцизных товаров, аренда и продажа недвижимости, страховая деятельность, обмен иностранной валюты, совместная деятельность и проч. Мы говорим, что должны быть определенные подходы по объему оборота. Обсуждается вопрос о том, чтобы оборот до 300 тыс. грн. в год освободить от налогов, введя при этом сбор в Пенсионный фонд. Есть вопрос, целесообразно ли поднимать планку валового дохода для предпринимателей, использующих правила единого налога. Если учесть, что все нормативы в упрощенном налогообложении были установлены указом президента в конце 90-х годов (в прошлом веке!), то даже если сделать поправку на половину темпов инфляции (это мое собственное мнение), то совершенно очевидно: объем валового дохода для упрощенной системы налогообложения должен быть выше. Давайте поставим себя на место предпринимателя, который платит сегодня 200 грн. в месяц. Безусловно, многие считают эту сумму налога заниженной. В то же время люди построили свою деятельность, ориентируясь в ближайшем будущем на эту сумму. И нельзя сказать массе предпринимателей, мол, с завтрашнего дня, уважаемые господа, будете платить больше. Здесь нужна очень взвешенная политика, без каких-либо резких изменений.

Инвестор.

| | | | - | | | | | |