.
Что узнали руководители отраслевых советов о коммунальной собственности Николаева.

Что узнали руководители отраслевых советов о коммунальной собственности Николаева.

mlp / 03.03.2010

4 февраля начальник управления по использованию и развитию коммунальной собственности городского совета В. Болотний провел ежегодную оценку деятельности своих подчиненных - начальников отдела реформирования коммунальной собственности (В.Богданов), отдела договорных отношений (Т.Дмитрова), отдела учета и использования коммунального имущества (Л. Маломан).

Речь идет о стандартном мероприятии. Но впервые в нем приняли участие руководители отраслевых советов предпринимателей города. В ходе встречи они смогли не только получить представление о коммунальной собственности, но и внести предложения.

По словам В. Болотнего, на сегодняшний день управление состоит из четырех отделов, в которых работают 16 человек. По численности это значительно меньше, чем в соответствующих структурах наших соседей - Херсона и Одессы.
Нужно добавить, что за последнее время благодаря реорганизациям горисполкома из трех штатных юристов не осталось ни одного.
Виталий Владимирович проинформировал предпринимателей, что при подготовке проектов решений сессии горсовета нередко сталкивается с ситуацией, когда юридический отдел считает, что новый документ не является регуляторным актом, а представители Госкомпредпринимательства это опровергают. У двух юристов три мнения.
Председатель совета предпринимателей по вопросам недвижимости П. Мойсол выразил мнение коллег, что масштабы работы управления диктуют необходимость увеличения его численности, если у власти есть желание качественно управлять коммунальной собственностью и соответствующим образом наполнять бюджет города.
В ходе беседы В. Болотний не опроверг мнение предпринимателей о том, что в руководстве коммунальной собственностью существуют определенные проблемы. Он проинформировал, что в соответствии с распоряжением мэра В. Чайки деятельность коммунальных предприятий курируют заместители городского головы и департамент ЖКХ. Это дает им основания вносить мэру предложения для принятия мер по отношению к руководству коммунальных предприятий.
В 2009 году была проведена инвентаризация коммунальной собственности города Николаева. Более подробную информацию о ее аренде предоставила начальник отдела договорных отношений Т. Дмитрова.
Татьяна Александровна сообщила, что коммунальная собственность Николаева включает 361 объект (это школы, больницы, детские сады и др. юрлица) и 48 коммунальных предприятий. Их остаточная стоимость составляет свыше 2 млрд. грн. При необходимости ее можно представить и в квадратных метрах.
Как известно, городская власть передает коммунальное имущество в аренду. В 2008 году арендовали 855 объектов коммунальной собственности площадью 115 211 кв.м. От аренды планировали получить в бюджет города 10 млн. грн, но фактически уплачено немногим более 8 млн. грн. В течение года часть объектов выкупили.
В 2009 году число арендуемых объектов сократилось до 709 (площадь - 96 811 кв. м), а арендная плата - в пределах 10 млн. грн.
В последние годы пришлось отказаться от долларовой цены в пользу гривны. На сегодняшний день стоимость аренды 1 кв. м коммунальных объектов составляет в пределах 1000 грн. в месяц.
Довольно непростым оказывается вопрос уплаты аренды. Как сказала Т. Дмитрова, в условиях кризиса «каждую копейку арендной платы приходится выбивать с боем». В текущем году каждому третьему арендатору было направлено письмо-уведомление. Приходится заниматься подготовкой исковых заявлений. В этом помогает юридический отдел горисполкома и прокуратура. За последний год задолженность сократилась с 1,8 млн. до 800 тыс. грн.
Предприниматели предложили привести в соответствие с действующей нормативной базой «Положение об аренде имущества, которое относится к коммунальной собственности территориальной общины города». По их мнению, последние решения горсовета (имеется в виду требование п.7.4 производить независимую оценку имущества раз в 2 года) отбили желание арендовать. Предприниматель берет в аренду, как правило, полуразрушенное помещение и делает его оценку. Затем за свои деньги приводит его «в божеский вид». Но эти работы увеличивают стоимость арендуемого объекта, а соответственно в разы увеличивают и арендную плату ( не в 2-3, а в 5 - 10).
В управлении предложили обсудить данный вопрос в деталях.
В. Болотний дал понять, что существующая нормативная база требует определенных действий от служащих отделов, что усложняет передачу объектов в аренду, особенно в кризисных условиях. Например, подвал многоквартирного дома является общей собственностью жильцов. Для передачи его в аренду требуется письменное согласие всех владельцев квартир дома. При отсутствии хотя бы одной подписи сдавать нельзя, чтобы не иметь дела с судебными тяжбами.
Предпринимателей ознакомили с новыми предложениями управления коммунальной собственности по изменению арендных ставок. Это уже 4-й вариант.
Напомню, что в апреле 2008 года депутат И. Копейка выступил с отчетом о работе своей постоянной комиссии по вопросам коммунальной собственности города. Коллеги выслушали его без особого интереса, но очень долго и эмоционально обсуждали новое положение об аренде имущества коммунальной собственности и арендных ставках. В ходе дискуссии решили принять положение в целом, а депутатам представить свои предложения по арендным ставкам до 15 мая.
После прохождения всех депутатских комиссий и согласований во фракциях управление получило на выходе документ, который стал «новостью и неожиданностью».
Предприниматели понимают, что городские депутаты не имеют достаточной правовой подготовки, и предлагают проводить юридическую экспертизу проектов решений горсовета в органах юстиции.
Сегодня управление коммунальной собственности предлагает депутатскому корпусу снизить арендные ставки объектов коммунальной собственности при размещении финансовых учреждений, бирж, брокерских, дилерских, маклерских, риелторских контор, операторов телекоммуникаций, торговых объектов, в частности по продаже автомобилей, частных учреждений охраны здоровья, проектных и конструкторских организаций, химчисток и др.
Советам предпринимателей предложено рассмотреть проект и внести предложения.
Со своей стороны руководство управления согласилось рассмотреть предложение специалистов по недвижимости города об участии бирж в проведении аукционов коммунального имущества.
Начальник отдела реформирования коммунальной собственности В. Богданов рассказал о приватизации объектов коммунальной собственности города.
Виктор Михайлович сообщил, что в 2007 году в Николаеве выкупили 126 объектов коммунальной собственности. Однако пиком приватизации стал 2008 год, когда на 25 млн. грн. выкупили 200 объектов коммунальной собственности. «Тогда был спрос на выкуп», - подчеркнул он.
В 2009 г. спрос снизился в три раза, поэтому было приватизировано лишь 70 объектов на сумму 12 млн. грн. Данная ситуация подтверждает вывод о том, что поступления в бюджет города от приватизации напрямую зависят от состояния, которое есть на Украине и в г. Николаеве.
В. Болотний сообщил, что в настоящее время стоимость 1 кв. метра при продаже недвижимости составляет 1000-1300 грн., а первых этажей - от 2000 до 2500 грн. без НДС.
Риелторы отметили, что такая цена значительно выше цифр, фигурирующих на вторичном рынке города. Вторичный рынок конкурирует с коммунальной собственностью.
Служащие управления с этим согласились, отметив, что приватизацию тормозит действующая нормативная база: методика, порядок и т.д. Им приходится проводить «политику, которую диктует орган власти госслужащим».
Если вспомнить прошлые сессии горсовета, то депутаты постоянно отказывали в заявке по продаже коммунальной собственности из-за низкой, по их мнению, стоимости объектов.
Также на ситуацию влияет экономический кризис, фактическое прекращение кредитования банками. В. Богданов сказал, что по этой причине в 2008 году два десятка заявителей отказались от покупки коммунальной собственности. При прохождении этапов подготовки документов предприниматель откажется от договора аренды уже на стадии подписания договора купли-продажи: слишком сложный и дорогой порядок оформления. Если ранее изготовление техпаспорта в НМБТИ стоило 500 грн., то сегодня - 1500-2000 грн.
В управлении предполагают, что в нынешних условиях нереально рассчитывать на покупку крупных объектов коммунальной собственности. Если их и будут покупать, то по цене 20-40 тыс., т.е. за наличные деньги.
Отдельно был рассмотрен вопрос об общежитиях города.
Виталий Владимирович напомнил, что в декабре 2009 года депутаты горсовета утвердили «Положение о порядке передачи жилых помещений общежитий в собственность граждан». Это крайне необходимый документ для 36 тысяч горожан, которые в них проживают. Документы по приватизации будет готовить НМБТИ. Утверждена форма и стоимость бланков.
Горсовет уже дал согласие на прием в коммунальную собственность около десятка ведомственных общежитий. Но процесс тормозят их владельцы, поскольку не выполняют условия передачи общежитий городу.
Управление подготовило «Программу передачи общежитий в коммунальную собственность территориальной общины г. Николаева».
Ею предусмотрена реализация конституционного права на жилье жителей общежитий, подготовка необходимой технической документации, проведение капитального ремонта, порядок передачи общежитий в коммунальную собственность города и финансовое обеспечение программы.
За два года предполагается передача 45 общежитий. Без учета общежитий ЧСЗ речь идет о 2884 жилых комнатах общей площадью 46 424 кв.м.
В 2010 году предполагается передать в коммунальную собственность общежития предприятий «Зоря»-«Машпроект», «Эра», «Фармация», «Николаевпромсантехмонтаж». Остальные - в 2011 году. Не подлежат передаче городу лишь общежития Минобороны и МВД.
Департаменту ЖКХ предстоит инвентаризация, обследование технического состояния и капитальный ремонт, который предполагают выполнить за государственные и коммунальные средства.
В. Болотний изложил предпринимателям порядок принятия объектов, которые построили инвесторы, но в силу определенных причин хотели бы передать в коммунальную собственность.
Встреча была полезной как для предпринимателей, которые смогли получить представление о коммунальной собственности города и направлениях деятельности управления, так и для работников управления, которые услышали мнение и предложения предпринимателей.
Виталий Владимирович предложил руководителям советов проводить такие встречи регулярно, например раз в квартал. Предприниматели поддержали это предложение.

Ю. Щетинин

| | | | - | | | | | |