.
О либерализации строительного законодательства.

О либерализации строительного законодательства.

mlp / 24.02.2010

В январе текущего года в газете «Вечерний Николаев» был опубликован материал заместителя городского головы В. Гуллера под названием «Еще раз о самовольном строительстве». Владимир Ильич в частности отметил: «Рост строительной активности, который наблюдался некоторое время назад, объективно проявил отрицательные тенденции в этой сфере. Одна из таких тенденций - самовольное строительство. Почему возникает желание проводить строительные работы без разрешения? Прежде всего, по причине правового нигилизма наших горожан».
С этим трудно не согласиться. Однако, на мой взгляд есть еще одна немаловажная проблема. Это популизм власти, которая создает правовую базу. Ведь нередко пытаясь решить одну проблему, порождается другая. Примером тому являются попытки либерализации строительного законодательства.
Так в октябре 2008 года Кабинет министров Украины принял Постановление №923 «Про Порядок прийняття в експлуатацію закінчених будівництвом об'єктів». Данный документ потвердил курс действующего правительства на либерализацию строительного законодательства. Наверное, главным итогом этого постановления следует считать отстранение органов местного самоуправления от приемки законченных строительством объектов и передаче этой функции региональному подразделению ГАСКа.
Зато теперь городская власть имеет все основания заявлять, что они бессильны противостоять самовольному строительству. И это подтвердил В. Гуллер: «Полномочий у органов местного самоуправления мало. Горисполком (в лице управления градостроительства и архитектуры, управления земельных ресурсов) не имеет полномочий применять административные меры реагирования».
При наличии ряда недостатков в постановлении №923 20 мая 2009 года вышло в свет постановление № 534, где порядок приема изложили в новой редакции. Но на смену старым «ляпам», появились новые.
Очередной Порядок по-прежнему является единым для всех типов объектов - жилого, общественного, производственного назначения, а также для инженерных сетей и сооружений, транспортных магистралей, отдельных очередей пусковых комплексов, их инженерно-технического оснащения.
Сегодня для приема объекта в эксплуатацию необходимо: 1) подать заказчиком строительства заявления о принятии объекта в эксплуатацию и пакета документов в инспекцию ГАСК; 2) проведение инспекцией ГАСК итоговой проверки; 3) принятие инспекцией ГАСК решения по результатам проверки и выдача ею свидетельства о соответствии объекта проектной документации, требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил.
Теперь уже сам Кабмин утвердил форму заявления, формы свидетельства о соответствии объекта проектной документации, требованиям государственных стандартов, строительным нормам и правилам, акт готовности объекта к эксплуатации.
К заявлению заказчик обязан приложить пакет определенных документов, предусмотренных абзацем 2 п.3. Порядка № 534: утвержденную в установленном порядке проектную документацию, акт готовности объекта к эксплуатации, подписанный представителями заказчика, генерального проектировщика, генерального подрядчика и субподрядчиков, а также страховой компании (если объект страховался).
Кабмин в Порядке № 534 прямо указал, что перед подачей заказчиком акта о готовности объекта к эксплуатации в инспекцию ГАСК он должен согласовать его с исполкомом местного совета и органами, в полномочия которых в соответствии с законом входит участие в принятии законченных строительством объектов в эксплуатацию (уполномоченный орган). Отсюда следует вывод о том, что официально приемные комиссии больше в процедуре принятия объекта в эксплуатацию не создаются и не участвуют.
Однако получение согласований - это головная боль заказчика, поскольку список уполномоченных органов, у которых нужно получить согласования, «резиновый». Если раньше Правила № 1243 от 22.09.04 четко определяли перечень, то теперь каждый заказчик обременен проблемой поиска необходимого ему состава уполномоченных органов.
Ряд законов Украины четко определяют обязательное участие конкретных органов при введении объекта в эксплуатацию. Например, представители органов госпожарнадзора в соответствии со ст. 10 Закона Украины «О пожарной безопасности», представители СЭС в соответствии со ст. 15 Закона Украины «Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
Однако ст. 51 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» однозначно не трактует, что акт готовности должны подписывать представители Государственной экологической инспекции. Из ст. 21 Закона Украины «Об охране труда» также проблематично сделать вывод насчет участия представителей Госпромгорнадзора непосредственно в приеме объектов в эксплуатацию.
К тому же в КМУ подзабыли, что строения в эксплуатацию в Украине вводят не только профессиональные застройщики, которые содержат отдельный штат юристов, но и обычные граждане. А несоответствие акта требованиям Порядка № 534 означает возврат документов инспекцией ГАСК на доработку - и снова бег по кругу.
Также проблематичным можно считать получение согласований в исполкоме местного совета. Ведь горсовет уже предоставил земельный участок под застройку.
Если горисполкому и контролирующим органам предоставлено право высказывать свои замечания, то следовало бы определить основания этих замечаний. В противном случае, для чиновника - это гарантированный способ «попортить кровь» застройщику и получить от него прибавку к зарплате.
В Порядке № 534 сделана оговорка о том, что принятие в эксплуатацию частных жилых домов усадебного типа, дачных и садовых домов, хозяйственных сооружений, пристроек, строительство которых осуществлялось без привлечения подрядных организаций, проводится по результатам технического обследования строительных конструкций и инженерных сетей таких объектов.
Но из-за этого непонятно, а какие документы необходимо подавать в инспекцию ГАСК в этом случае. Будет ли достаточно только заявления и акта технического обследования? И какая у этого акта форма и обязательные реквизиты? Кто будет готовить этот акт обследования? Нужны ли для этого особые знания?
КМУ в пункте 4 Порядка № 534 указал, что при обращении заказчика соответствующие уполномоченные органы обязаны в течение 10 рабочих дней с момента получения письменного обращения заказчика согласовать акт готовности объекта или представить свои замечания. Если в течение этого срока согласование не получено или отсутствуют письменные замечания, то считается, что акт согласован без замечаний.
На прием объекта отведено 4 дня. Но за этот срок требуется принять и сарай, и крупный завод. Можно ли говорить о качестве проверки в этом случае? А какое экспертное учреждение сегодня в Украине может представить заключение за три дня?
После проведения итоговой проверки в течение 2 рабочих дней инспекция ГАСК принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе с соответствующей записью в журнале учета. Если объект, по мнению инспекции, соответствует проектной документации, требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил, то представителю заказчика выдается свидетельство.
Инспекция ГАСК в течение 3 рабочих дней после выдачи свидетельства уведомляет об этом горисполком для присвоения ему почтового адреса (очевидно, это правило касается новых зданий и сооружений). Исполком уведомляет органы статистики о наличии новых объектов уже после присвоения им почтовых адресов. Правда, не совсем понятно, как инспекция ГАСК указывает местонахождение нового объекта в свидетельстве.
Отсюда появляется еще одна проблема - Порядком № 534 не предусмотрен срок, в течение которого горисполком обязан принять решение о присвоении объекту почтового адреса, что может вызвать заминку с регистрацией объекта в БТИ. Можно, конечно, зарегистрировать объект по его строительному адресу, но ведь потом придется все переделывать после получения почтового.
Порядок № 534 изложен таким образом, что непонятно, по каким основаниям инспекция ГАСК может отказать в выдаче свидетельства. Сама форма отказа в выдаче свидетельства предполагает, что туда можно написать практически все, что угодно.
Законодательством предусмотрена возможность обжалования отказа в судебном порядке. Однако и тут есть обратная сторона медали - всем известно, что идеальных строек не бывает. И тем более, все знают, что очень многие объекты у нас вводятся в эксплуатацию при несоответствии требованиям норм и правил. Причин для этого достаточно: это и экономия средств, что снижает себестоимость, это и желание застройщика быстрее завершить строительство и т.д. Фактически застройщик получил возможность в суде опровергнуть все, что пожелает, были бы деньги. Хотя это, конечно, крайний способ, но зато позволяющий получить свидетельство на практически любой по характеристикам объект.
Предложенный Кабмином механизм в некоторых аспектах упрощает заказчику жизнь, но только тому, у которого «все схвачено». А если не схвачено - механизмы «протолкнуть» нужное решение остались нетронутыми, и сфера строительства по-прежнему осталась весьма чувствительной к коррупции и злоупотреблениям…
Нередко постановления Кабмина лишь декларируют права граждан. В предыдущем номере мы писали о серии постановлений Кабмина на выдачу бесплатных госактов на землю. Сначала Кабинет Министров Украины принял постановление № 844, затем постановление № 901 и, наконец, постановление №1112 от 21.10 2009 г.
Не лучше обстояло дело и с «Временным порядком принятия в эксплуатацию законченных строительством частных жилищных домов усадебного типа, дачных и садовых домов с хозяйственными сооружениями и зданиями, построенных без разрешения на выполнение строительных работ». Оно вступило в силу с 15 октября 2009 года. Но в инспекции ГАСК в Николаевской области отсутствовали бланки сертификатов соответствия и официальные документы расценок на выдачу сертификатов.
И лишь 29 декабря 2009 года Кабмин принял постановление №1423 «Об утверждении Порядка внесения платы за выдачу сертификата соответствия и ее размера и дополнения к постановлению Кабинета Министров Украины от 25 июня 2001 г. N 702».
Теперь стало известно. что стоимость сертификатов соответствия составляет:
а) для частных жилых домов в зависимости от площади от 86,9 грн. до 521,4 грн. (до 100 кв. м - 0,1 минимальной зарплаты, до 350 кв. м -0,3, более чем 350 кв. м - 0,6);
- для многоквартирных жилых домов и отелей от 869 грн. до 3476 грн. в зависимости от количества квартир или номеров (до 10 квартир - 1 минимальная зарплата; до 50 квартир - 1,5; до 100 квартир - 2; до 200 квартир - 2,5; до 300 квартир - 3; более 300 квартир - 4);
- для общественных домов в зависимости от площади от 608,3 грн. до 2172,5 грн (до 50 кв. м - 0,7 минимальной зарплаты; до 100 кв. м - 0,8; до 200 кв. м - 1; до 300 кв. м - 1,2; до 500 кв. м - 1,4; до 1 тыс. кв. м - 2; более 1 тыс. кв. м - 2,5);
- для автозаправок, станций и комплексов в зависимости от количества постов от 608,3 грн. до 1824,9 грн. (до 2-х постов - 0,7 минимальной зарплаты; до 4-х постов - 1; до 6-и постов - 1,3; до 8-и постов и больше - 1,7; комплекс с магазином и мойкой автомобилей - 2,1);
- для СТО и мойки автомобилей в зависимости от количества постов от 608,3 грн. до 955,9 грн. (до 2-х постов - 0,7 минимальной зарплаты; до 4-х постов - 0,9; до 6-и постов - 1,1);
- для объектов промышленности в зависимости от их площади от 695,2 грн. до 4518,8 грн. (до 100 кв. м - 0,8; до 200 кв. м - 1,3; до 300 кв. м - 1,8; до 500 кв. м - 2,3; до 1000 кв. м -2,8; до 2000 кв. м - 3,4; до 3000 кв. м - 4; до 5000 кв. м - 4,6; более 5000 кв. м - 5,2
- для инженерных сетей и гидравлических сооружений в зависимости от протяженности от 608,3 грн. до 2259,4 грн. (до 10 пог. м - 0,7 минимальной зарплаты; до 50 пог. м - 1; до 100 пог. м - 1,3; до 300 минимальной зарплаты пог. м - 1,6; до 500 пог. м - 1,9; до 1000 пог. м - 2,2; более 1000 пог. м - 2,6);
- для транспортных сетей и сооружений в зависимости от протяженности от 608,3 грн. до 4518,8 грн. (до 20 км. - 0,7 минимальной зарплаты; до 50 км - 2,6; более 50 км - 5,2);
- для инженерных сооружений связи - 1129,7 грн. или 1,3 минимальной зарплаты.
Эти расценки указаны в соответствии с размером заработной платы, установленной на 1 января 2010 года согласно Закону «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы».
Но Госбюджет-2010 не принят. Поэтому и стоимость сертификатов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Подготовил Ю. Щетинин.

| | | | - | | | | | |