.
Требования платить налоги наперед незаконны

Требования платить налоги наперед незаконны

mlp / 10.12.2009

В. Ющенко выразил мнение, что сегодня сама власть, по сути, является коррупционером. В частности, он отметил, что правительство в этом году авансом взыскало налогов и сборов на сумму 12 млрд грн.: "Это не коррупция? Скажите, пожалуйста, по какому закону правительство и Премьер-министр наперед взыскали 12 млрд грн. Какому закону, господин генеральный прокурор и все господа присутствующие? Почему вы позволяете так беззаконно вести себя Министерству финансов, милиции?".

Практика взимания налогов наперед, как бы это не отрицали отдельные представители власти, существует. Кое-кто, оправдывая такие действия правительства, называет это неким актом доброй воли самих предпринимателей, проявлением сотрудничества власти и бизнеса. Но если до кризиса еще можно было пойти навстречу власти, как бы задобрить ее и себя обезопасить от неприятностей с налоговой, то сегодня просьба осуществить так называемые авансовые налоговые платежи может вообще погубить бизнес. Как же все-таки убедить налоговиков, живущих послезавтрашним днем, в том, что они не правы?

Отметим, практически все решения об уплате обязательных платежей наперед принимаются Кабмином единолично в форме постановлений и распоряжений. К примеру, так было с распоряжением от 23.09.2009 № 1178, действие которого приостановил Президент. Незаконность подобных действий правительства очевидна, поскольку согласно ст. 92 Конституции установление системы налогообложения (включая все ее элементы) - исключительная компетенция Верховной Рады, которая вправе регулировать такие правоотношения только с помощью законов. Несомненно, понимает это и Кабмин. Поэтому в начале осени представителем БЮТ был подан законопроект, целью которого являлось, собственно, узаконивание авансовых налоговых платежей касательно налога на прибыль предприятий. В итоге, как и следовало ожидать, такая инициатива парламентариям не понравилась. Проект провалился.

Впрочем, это фиаско не мешает и дальше процветать подобной практике, несмотря и на то, что это нарушает фундаментальные принципы налогообложения в Украине. Например, требование платить налоги авансом не соответствует общепринятому порядку подачи налоговой декларации и определения суммы налоговых обязательств, который определен ст. 4 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон). В частности, согласно пп. 4.1.4 п. 4.1 ст. 4 Закона налоговые декларации подаются за базовый налоговый (отчетный) период, который равен календарному месяцу, кварталу, полугодию, году.

Кроме того, такие действия правительства, несомненно, приведут к необходимости уплаты субъектами хозяйствования, к примеру, налога на прибыль в сроки, которые во многом отличаются от определенных действующим законодательством. Так, согласно п. 16.4 ст. 16 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" налог за отчетный период уплачивается его плательщиком в соответствующий бюджет в срок, определенный законом для квартального налогового периода. В то же время согласно ст. 4 Закона налоговые декларации подаются за базовый налоговый период, равный календарному кварталу - в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия). Следовательно, плательщики налога на прибыль должны подавать по результатам четвертого квартала 2009 года декларацию и уплатить налог на прибыль в течение 40 дней после 31.12 2009, то есть до 10 февраля 2010 года.

Таким образом, предприниматели имеют в запасе больше месяца в Новом году для уплаты налога на прибыль за прошедший год. В этой ситуации о навязывании обязанности платить налог авансом за 2010 год и речи быть не может.

Можно рассматривать вопрос и с другой стороны. Поскольку финансовый кризис приводит к нестабильности в деятельности львиной доли субъектов хозяйствования, то в случае исполнения требований уплаты налогов наперед может случиться так, что авансовые взносы будут превышать суммы налоговых обязательств налогоплательщика за отчетный период. Это также может привести к определенным финансовым потерям налогоплательщиков, поскольку с их хозяйственной деятельности досрочно будут изъяты оборотные средства, которые были учтены в годовых финансовых планах на определенные нужды.

Все это, в свою очередь, не согласуется с положениями ст. 3 Закона Украины "О системе налогообложения", согласно которым принципами построения системы налогообложения являются: стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности; равнозначность и пропорциональность - взимание налогов с юридических лиц осуществляется в определенной доле от полученной прибыли; экономическая обоснованность - установление налогов и сборов (обязательных платежей) на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей.

Источник: ЛІГА:ЗАКОН

| | | | - | | | | | |