.
Бизнес законодательно заставят платить налоги наперед

Бизнес законодательно заставят платить налоги наперед

mlp / 09.09.2009

В начале сентября проправительственная коалиция предложила еще одно налоговое новшество. В зарегистрированном законопроекте № 5082 от 1 сентября 2009 г. (О. Ляшко, БЮТ) предлагается законодательно закрепить практику взимания авансовых платежей из налога на прибыль. Он устанавливает "особый порядок начисления и уплаты авансовых платежей из налога на прибыль".

К слову, это уже не первая попытка правительства реформировать этот налог, что, очевидно, связано с закономерным падением его поступлений в бюджет. Несколько месяцев назад Кабинет министров предлагал весьма странную идею: заменить данный налог налогом с оборота. Абсурдность этого предложения с юридической и экономической точки зрения (хотя бы потому, что не может налоговая система одновременно включать и НДС, и налог с оборота) заставила правительство снять этот вопрос с повестки дня. Однако его новые инициативы, в сущности, очень похожи на предыдущее предложение, только в более "отшлифованном" виде.

В соответствии с законопроектом № 5082 плательщики налога, за исключением нерезидентов и производителей сельскохозяйственной продукции, на протяжении отчетного года платят в бюджет в первый и третий месяц каждого календарного квартала авансовые взносы из налога на прибыль, определенные как 1/12 суммы начисленного налога на прибыль за предыдущий календарный год.

Авансовые взносы платятся в бюджет до 20 числа первого и третьего месяцев каждого календарного квартала. Начисленная по итогам года сумма налога на прибыль уменьшается на сумму уплаченных авансовых платежей. Если же годовая прибыль превысила сумму уплаченных авансовых платежей, то налогоплательщик обязан погасить эту разницу. Если же получилось наоборот, то есть налогоплательщик авансом уплатил налогов больше, нежели был обязан уплатить по итогам года, то позитивная разница переносится в уменьшение налоговых обязательств будущих налоговых периодов.

Законодательное закрепление практики взимания авансовых платежей неприемлемо в условиях экономического кризиса априори. Это вымывает и без того оскудевшие оборотные средства (наиболее ликвидные) из предприятий. По нашим расчетам, аванс будет взиматься в размере 2/3 от прибыли прошлого года. Между тем, удорожание кредитов в иностранной валюте, ухудшение платежей за поставленную продукцию, рост дебиторской задолженности – все это и без того подрывает финансовую стабильность предприятий. В условиях замораживания кредитной деятельности банков собственные средства предприятий являются единственным источником финансовых ресурсов. Усиление налогового давления в этом контексте выглядит как полное равнодушие властей к проблемам бизнеса.

Остается непонятным и само обоснование необходимости уплаты авансовых платежей из налога на прибыль. Как предприятие может платить налог прибыль, если оно не знает, какие экономические условия будут завтра? Кроме того, стоит отметить, что практика взимания авансовых платежей из налога на прибыль неформально используется и сейчас. Однако поскольку сегодня это является доброй волей налогоплательщика, налоговики стараются вести себя более-менее дружелюбно. Если же авансовые платежи закрепить в качестве обязательства, то налоговики будут "трясти" предприятия независимо от размеров полученной прибыли или убытка.

Кроме введения авансовых платежей, в законопроекте № 5082 есть еще одно радикальное ноу-хау. Правительство (или сам г-н Ляшко) намерено обязать налогоплательщиков уже в этом году (!) составить налоговую декларацию и уплатить налог по результатам одиннадцати месяцев текущего календарного года. К слову, депутат забыл внести изменения в ряд других нормативно-правовых актов, а ведь в них в них не прописан институт 11-месячных деклараций и сроки их подачи…

Подобная инициатива направлена на то, чтобы технически минимизировать сужение базы налогообложения по налогу на прибыль, который предприятия различными способами (к примеру, закупают избыток сырья и ГСМ) осуществляют в декабре. Стоит ли говорить, какую работу придется проделать бухгалтерии и финансовому отделу, чтобы на ходу успеть подготовить еще одну налоговую декларацию?

В пояснительной записке к документу указано, что принятие закона "не допустит срыв выполнения бюджетных поступлений из налога на прибыль в 2009 году и в следующие бюджетные периоды". Благодаря нововведениям регулярные выплаты авансовых взносов позволят ежемесячно привлекать в бюджет 3,8 млрд. грн. налога на прибыль. Между тем, негативные последствия от принятия подобного закона кажутся куда более разрушительными. Сам факт принятия подобных изменений свидетельствует, что правительство выбрало ошибочный путь решения проблем бюджетного дефицита. Ведь большинство социальных обязательств, которые Кабмин заложил в бюджете текущего года, финансируются за счет налоговых отчислений бизнеса. И чем больше правительство усложнит ему жизнь, тем хуже будет его ресурсная база.

Источник: www.minprom.ua

| | | | - | | | | | |