.
В Николаевской области нет проблем «с переходом права собственности на земельный участок».

В Николаевской области нет проблем «с переходом права собственности на земельный участок».

mlp / 10.08.2009

На заседании коллегии Николаевской облгосадминистрации рассмотрели ход реализации в области Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, которые удостоверяют право на земельный участок, а также порядка раздела и объединения земельных участков».

Как известно, Президент Украины В. Ющенко обратился к Правительству с требованием принять безотлагательные меры для недопущения злоупотреблений при оформлении и выдаче государственных актов на право собственности на землю. А их немало – это и взяточничество, и бюрократизация, и задержка оформления документов на землю.
Информацию относительно данного вопроса предоставил начальник главного управления Госкомзема в Николаевской области В. Янчук.
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, которые удостоверяют право на земельный участок, а также порядка раздела и объединения земельных участков» от 05.03.2009 № 1066 предусмотрено осуществление удостоверения права собственности нотариусом, который удостоверяет (выдает) документ, и органом, который осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и их ограничение.
При этом согласно Закону Украины «О государственной регистрации вещественных прав на недвижимое имущество и их ограничений» функции государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений выполняют ГП «Центр государственного земельного кадастра» и его территориальные подразделения.
Кабинетом Министров Украины принято постановление от 6 мая в 2009 г. N 439 «О некоторых вопросах удостоверения права собственности на земельный участок» которым утвержден «Порядок осуществления отметки о переходе права собственности на земельный участок», и установлено, что государственные акты, приобщенные к документу, на основании которого состоялся переход права собственности на земельный участок, могут быть заменены в случае добровольного обращения граждан и юридических лиц, к которым переходит право собственности на земельный участок.
Согласно пункту 4 постановления, территориальный орган Госкомзема по месту нахождения земельного участка в течение 14 календарных дней со дня представления ему документа о переходе права собственности на земельный участок делает на государственном акте отметку о регистрации права собственности на нее, а согласно приказа Госкомзема от 22.06 2009 №326 «О некоторых вопросах реализации положений «Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, которые удостоверяют право на земельный участок, а также порядку раздела и объединения земельных участков» эти функции возложены на территориальные органы Госкомзема и ГП «Центр ДЗК»
В области относительно выполнения Закона и нормативно правовых актов относительно его выполнения на данное время проблем нет.
Анализируя затраты средств граждан и время территориальных органов Госкомзема и ГП «Центр ДЗК» экономического эффекта в результате не наблюдается, а наоборот, процедура регистрации прав на земельный участок и имущество после проведения гражданско-правовых соглашения увеличенная во времени.
Кроме этого формат бланка государственного акта не позволяет провести операций больше как 1 раз. То есть при повторной трансакции будет возникать необходимость изготовления нового бланка государственного акта.
В области приобрели право на земельную долю (пай) 200483 гражданина, из них фактически получили сертификаты на право на земельную долю (пай) 199657 или 99,6 %.
По состоянию на 20.07.09 в области 196509 граждан заменили сертификаты на государственные акты на право собственности на земельный участок, который составляет 98,4 % от количества полученных гражданами сертификатов. В стадии разработки в землеустроительных организациях находится 19 сертификатов.
Существуют объективные причины, которые не дают в полной мере выполнить поставленное задание, основными из них являются такие:
- нотариально не переоформлено право на наследство (устанавливается наследство);
- местонахождение владельцев сертификатов неизвестно;
- находятся на рассмотрении в суде, неизвестны наследники и тому подобное.
Процедура оформления наследства является сложной и расходной, потому наследники не могут реализовать свое право.
Изучение категории граждан, которым необходимо выполнить действия в нотариальных заведениях, свидетельствует, что это наиболее незащищенные слои населения. Поэтому необходимо изыскать возможность за счет местных бюджетов обеспечить выполнение работ по переоформлению права наследства этой категории граждан.
Кроме того, закон не регулирует срок, отведенный на оформление и получение государственного акта на право собственности на земельный участок, и именно из-за этого обстоятельства процесс затягивается во времени.
Отделами Госкомзема в районах области составлены реестры владельцев сертификатов по объективным причинам сдерживания замены сертификатов на государственные акты в разрезе сельских, поселковых советов. Предпринимаются все меры для достижения максимального количества заключения гражданами договоров на выполнение работ по замене сертификатов на право на земельную долю (пай) на государственные акты на право собственности на земельный участок.
Как свидетельствует практика, именно пункт 17 Переходных положений Земельного Кодекса Украины, дает возможность гражданам не спешить с принятием собственного решения относительно документального удостоверения права на земельную долю (пай) согласно которому полученные гражданами сертификаты на право на земельную долю (пай) считаются правоустанавливающими документами при реализации ими права требования на отведение земельной доли (паю) в натуре (на местности), также они являются действительными к выделению владельцам земельных долей (паев) в натуре (на местности) земельных участков и выдачи им государственных актов на право собственности на землю.
Чтобы законодательно урегулировать общественные отношения, связанные с переоформлением права на земельную долю (пай) на государственные акты на право собственности на земельный участок, в случае когда граждане по тем или иным причинам не желают их заменять, или в случае наличия на территории сельского, поселкового совета нераспределенных (невытребованных) земельных участков необходимо предусмотреть возможность их перевода к землям запаса сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, следует законодательно урегулировать вопрос относительно установления конечного срока замены сертификатов на право на земельную долю (пай) на государственные акты на право собственности на земельный участок.

По материалам Николаевской ОГА.

| | | | - | | | | | |