.
Закон о реконструкция жилья - принят. Что делать?

Закон о реконструкция жилья - принят. Что делать?

mlp / 21.02.2007

Не секрет, что украинское жилье старое и ветхое. Дома хрущевской эпохи, когда-то принесшие радость украинцам, сегодня создают лишь проблемы жильцам и работникам коммунальных служб. В Николаеве 70% жилого фонда требует ремонта. На эти цели в соответствии с разработанной в департаменте ЖКХ Программой ремонта коммунального жилья потребуется 250-300 млн. гривен. Чтобы представить масштабы требуемых средств отметим, что это половина годового городского бюджета 2006 года, из которого только 4 млн. грн. было выделено на эти цели.

В 2007 году вступил в силу закон «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда». Это вызвало волну слухов и споров в Киеве. До Николаева эта волна еще не докатилась, да и местные чиновники толком не ознакомились с этим законом.

Узнав о новом законе, киевляне не на шутку забеспокоились. Их взволновала прописанная в законе процедура сноса кварталов, которая напрямую связана с отселением из них людей. В январе Всеукраинское молодежное движение «Молодежь – надежда Украины» просило Президента наложить вето на данный закон. По их мнению, он позволяет принудительно выселять жильцов из аварийных домов, степень износа которых составляет 60%.

Беспокойство киевлян связывают и с личностью мэра, доверием к нему. Бытует мнение, что где доверяют мэру – там спокойно. И в подтверждение этому приводят опыт реконструкции «хрущевок» в Москве. В Украине ситуация после выборов сложилась такая, что сегодня мнения мэра уже недостаточно. В Николаеве, как и в ряде других городов, для принятия решений, связанных со строительством и тем более с реконструкцией «хрущевок» обязательно потребуется согласие депутатского корпуса. Судя по опыту рассмотрения земельных вопросов в Николаевском горсовете, компромисс между мэром и депутатским корпусом достигается не всегда.

Для властей нашего города и инвестора-застройщика вопрос отселения также будет непростым. Рассматриваемый Закон обязывает городскую власть принимать решение на комплексную реконструкцию устаревшего жилого фонда; определять путем конкурса инвестора-застройщика; утверждать проектную документацию; на протяжении одного месяца с момента принятия решения обнародовать информацию в СМИ о реализации проекта реконструкции и замены жилого фонда; письменно уведомить владельцев жилья о реконструкции; создать фонды реконструкции, замены жилого фонда за счет средств, которые поступили от продажи и аренды коммунальной собственности.
Согласно ст. 11 данного закона инвентаризация устаревшего жилого фонда, который подлежит комплексной реконструкции, возложена на органы местного самоуправления. Это может породить подозрение, что аварийными домами могут быть признаны «хрущевки» и «сталинки» в привлекательных районах Николаева и жители будут принудительно отселены. Принудительное отселение возможно при условии «общественной потребности». Ее закон определяет как «потребность территориальной громады в обеспечении граждан жилым фондом и объектами социальной сферы, которая удовлетворяется комплексной реконструкцией кварталов (микрорайонов)». Остается лишь уточнить – кто и как ее будет определять?

В Николаеве в «хрущевках» проживает значительная часть пенсионеров. С подорожанием коммунальных услуг вряд ли их будет привлекать увеличение жилой площади, предусмотренное новыми нормами строительства жилья. Сюда же стоит добавить привязанность горожан к своему микрорайону, связь с соседями и т.д. По закону отселение не может проводиться без конкретного договора между владельцем жилья и компанией-инвестором, которая будет осуществлять реконструкцию на территории определенного ветхого дома. Органам местного самоуправления придется выступать истцом в судебных спорах относительно переселения таких лиц из устаревшего жилого фонда. А судебная тяжба может длиться годами.
В соответствии со ст.14 нового закона «стартовые жилые дома должны быть размещены в пределах кварталов (микрорайонов), которые реконструируются, или на свободных земельных участках в пределах смежных кварталов (микрорайонов)». Но где в Николаеве остались эти «свободные земельные участки» в обжитых районах? Сегодня «свобода» лишь в Корабельном районе или в микрорайоне Северный, которые еще не пользуются популярностью у коренных Николаевцев.

Не меньшие проблемы будут и у инвесторов-застройщиков. В современных домах минимальный размер квартиры составляет 30-40 квадратных метров вместо 17-20 в «хрущевках». Директор ЗАО «Жилстрой-Нико» С. Назаренко в декабре 2006 года отметил, что себестоимость жилья для его предприятия составила 470-480 у. е. По данным АСНУ средняя стоимость 1 квадратного метра жилья в Николаеве на начало 2007 года составила 1100 у. е. Нетрудно подсчитать, во сколько обойдется такое строительство инвестору-застройщику.

Потенциальный инвестор-застройщик будет определяется на конкурсной основе, которые для Николаева пока еще в «диковинку». Значит, придется предусмотреть средства и для решения этой проблемы. Инвестор-застройщик также должен будет обеспечить переезд бывших жильцов в новые квартиры, телефонизацию и совместно с местными властями инициировать создание в новых домах ОСМД.
Еще одна проблема – компенсация за жилье. Владельцы жилья по закону имеют право за свою «хрущевку» получить денежную компенсацию, которая определяется на основе ее экспертной оценки. Вопрос остается лишь в том, чтобы выяснить – кто будет экспертом, и как будут соотноситься экспертная и рыночная стоимость? Имеется мнение, чтобы оценку проводили независимые оценщики. Но для этого необходимо урегулировать несколько нормативных актов.
Под закон о реконструкцию попадают и собственники частного сектора, гаражей, расположенных вблизи «хрущевок» Сумму компенсации за изъятие у них собственности устанавливает Кабмин. Но устроит ли она владельцев? Поэтому можно предположить, что за рядом лежащие земли частного сектора придется инвестору-застройщику заплатить «кругленькую» сумму.

Наши горожане постараются использовать такую ситуацию «с пользой для семьи». У Николаева такой опыт уже имеется, когда под намечавшееся строительство на месте старых домов по проспекту Ленина в частном секторе резко увеличилось количество прописанных лиц, которых необходимо было обеспечить жильем. Поэтому будет «покрыто тайной» решение об отнесении объектов недвижимого имущества к устаревшему жилому фонду. Ведь после государственной регистрации его запрещаются действия, направленные на смену собственника таких объектов или расширение его прав при переселении.

Источниками для финансирования этой программы должны стать в числе других государственный и местные бюджеты. Если участие областных властей в разработке программы реконструкции жилого фонда г. Николаева еще можно допустить, то на финансирование вряд ли стоит рассчитывать. Ведь между областной и городской властью продолжает существовать «непонимание», о чем говорят депутаты областного и городского совета по местному телевидению. Поэтому городским властям остается рассчитывать лишь на государственные пособия в виде субвенций.

Минстрой считает, что сносить нужно «хрущевки» 40-50-х годов постройки, которые отслужили свой срок, со степенью изношенности более 60%, а дома, построенные в 60-80-х годах – реконструировать. Отбор домов для реконструкции только по году постройки не совсем правильный, так как строили в тот период и качественно, и «рапортуя» к конкретной дате.

В ходе январского совещания с представителями местных властей первый вице-премьер Н. Азаров призвал региональные советы до начала весны предоставить правительству план реконструкции объектов ЖКХ и прочей инфраструктуры на местах в этом году. Однако администрации городов не спешат предпринимать шаги с реконструкцией «хрущевок». Например, Винницкая облгосадминистрация сделала сообщение, что в области не предусматривается в ближайшие 2-3 года снесения «хрущевок» для строительства нового жилья из-за высокой стоимости таких мероприятий. Поэтому она предусматривает в 2007 году выделить 9 млн. грн. на капитальный ремонт домов, построенных в 60-70-х годах. При реконструкции там предусматривают достройку 2-3 этажей, строительство лифтовых шахт и утепления. Один кв. метр при комплексном ремонте и утеплении будет стоить около 1000 грн.

Вице-премьер В. Рыбак заявил, что на 2007 год Кабмин готовит специальный порядок для распределения субвенций местным бюджетам в размере 4 млрд. грн. Именно столько средств заложено в госбюджете-2007 на региональное развитие и реконструкцию объектов ЖКХ (в прошлом году на эти цели было выделено лишь 1,6 млрд. грн.). Перечень финансирования проектов реконструкции местной инфраструктуры в каждом регионе будет принят в рамках соглашений, которые Кабмин подпишет с каждым местным органом власти уже до нынешней весны. В целевую программу своего социально-экономического развития каждому району, городу и области придется включить самые острые инфраструктурные проблемы, среди которых переселение жильцов из аварийного жилья.

Вопрос о том, где начнут комплексную реконструкцию устаревшего жилого фонда пока открыт. Называют два города - Киев либо Донецк.
Вспоминая Михаила Сергеевича Горбачева можно сказать: «Процесс пошел»…

Ю. Щетинин.







| | | | - | | | | | |